Как ситуация с Собором Святой Екатерины может повлиять на инициативу Леонида Полежаева.
Акции протеста, начавшиеся в Екатеринбурге по поводу строительства Собора Святой Екатерины на территории сквера у театра драмы, на удивление создали огромный общественный резонанс. Информация получила огласку во многих СМИ и даже дошла до президента, который предложил учесть мнение несогласных, проведя опрос среди жителей города, чтобы выявить позицию большинства.
Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский уже сообщил о приостановке строительства храма до оглашения результатов опроса. По его мнению, это простой способ понять, как жители действительно относятся к появлению храма.
Фото: m.ura.news
И здесь ненароком напрашивается параллель с Омском. Речь идет об идее экс-губернатора Полежаева, собравшегося восстановить Ильинский собор, некогда находившийся напротив музыкального театра. Может ли данная инициатива вылиться в неконтролируемый протест, как это случилось в Екатеринбурге?
Предложение экс-губернатора появилось на сайте 22 марта 2017 года на сайте общественного фонда «Духовное наследие». Сам Полежаев посчитал, что в городе слишком мало храмов, из-за чего в Омске сохраняется «тяжелая и отрицательная энергетика».
«Разрушать памятники — грех, разрушать храмы — грех смертельный. Может, поэтому (и пусть в меня кинут очередной камень) у города очень тяжелая энергетика, он потерял оптимизм, доверчивость и отзывчивость, а вместе с тем деловитость. Может, поэтому у многих людей возникает желание его покинуть», — отмечает на сайте бывший губернатор.
Подобная инициатива успела встретить как волну поддержки, так и волну критики. В частности, с планом по восстановлению не согласен первый секретарь Омского отделения КПРФ Александр Кравец. Он утверждает, что при нынешней экономической ситуации у Омска есть более важные задачи для решения.
«Лучше бы сконцентрировались на проблеме нищеты, в которую погружается город. И куполами ее не решишь. Город превращается в погост, там, конечно, строят церкви, но не хотелось бы, чтобы этот процесс продолжался. Не думаю, что народ согласится с этим, если проводить нормальный опрос, а не заказывать проплаченное социальное исследование. Омичи сейчас не так глупы, как все думают», — заявил секретарь.
Что характерно, опрос среди жителей был действительно проведен, однако здесь все прошло не так гладко. Как сообщало Омское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, при опросе была выявлена так называемая накрутка голосов «за», хотя реальная статистика показывала обратный результат (67% участвовавших в голосовании были против и лишь 33% за).
Как бы то ни было, строительство Ильинского собора еще находится на стадии планирования. Концепция воссоздания будет представлена Полежаевым предположительно в конце мая, а на потенциальное воссоздание может уйти по меньшей мере пара лет.
Но если сейчас количество разделяющих протестное мнение как минимум сопоставимо с количеством согласных с планом Полежаева, то при дальнейших шагах по восстановлению храма положение может измениться. При этом ситуация усугубляется тем, что протестные настроения могут «оседлать» прежде всего в политических целях, а мы это уже видим, не только лидеры КПРФ и других парламентских политических партий, но и так называемая несистемная оппозиция. Для них это хороший повод заработать политические очки на обострении в обществе: какая разница, идет ли речь о пенсионной или мусорной реформе, или о возрождении некогда разрушенного храма.
В любом случае пока загадывать рано, ведь еще неизвестно, выделят ли власти земельный участок рядом с памятником Ленина под строительство собора.
БК55 будет следить за развитием событий.
Александр Смирнов