Это следует из отчёта министра финансов Вадима Чеченко.
Сегодня на заседании областного правительства министр финансов Вадим Чеченко сделал доклад об исполнении регионального бюджета в 2018 году.
Отметим, практически треть налоговых и неналоговых доходов — 32,2% — приходится на налог на доходы физических лиц. Всего эти доходы составили 61,4 млрд рублей. Поступления по НДФЛ составили 19,8 млрд рублей, это на 16% больше, чем в 2017 году.
Общий объем этих доходов на этапе формирования бюджета на 2018 год, в соответствии с прогнозами главных администраторов, планировался с ростом на 1,1% к уровню 2017 года. По факту был отмечен рост на 5,4% (3,2 млрд рублей).
Общий объем поступлений по акцизам на подакцизные товары составил 14,8 млрд рублей с ростом на 4,7% к уровню 2017 года. В том числе это произошло из-за увеличения акцизов на пиво.
В структуре неналоговых доходов традиционно основной объем — почти 600 млн рублей — составили доходы, поступающие в качестве штрафов, санкций и возмещения ущерба. Рост к уровню предыдущего года составил 6,6%.
Безвозмездные поступления в бюджет области составили в 2018 году 26,4 млрд рублей. Это на 10,2 млрд рублей больше, чем в 2017 году. Основной рост обеспечен за счет более чем двукратного в сравнении с 2017 годом увеличения объема привлеченных регионом дотаций из федерального бюджета.
Дотации поступили в объеме 17,7 млрд рублей, в том числе 6,6 млрд рублей — дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, остальная сумма — это дотации, предоставленные области для обеспечения сбалансированности бюджета.
Рассказывая о долговой нагрузке бюджета, министр подметил: при его исполнении удалось не только полностью уйти от использования дефицита, но и впервые за последние 14 лет завершить год с профицитом и уменьшить госдолг региона сразу на 2,538 млрд рублей. Долговая нагрузка в результате сократилась с 77,2% до 69,1%. Таким образом, в 2019 бюджетный год область вступила с определённой подушкой безопасности.
Также регион в прошедшем году обеспечил соблюдение ограничений по ставкам привлекаемых коммерческих кредитов на уровне «ключевая ставка плюс 1%». За год Минфин провёл 24 аукциона, рефинансировав по более привлекательным ставкам весь имеющийся у региона объем коммерческих кредитных линий. В результате средневзвешенную ставку по всем его долговым обязательствам снизили на 0,44% (с 5,41% до 4,97%), а по рыночным обязательствам — на 0,66% (с 8,7% до 8,04%).
Работа по рефинансированию коммерческих кредитов и снижению ставок по действующим кредитам вместе с использованием механизмов управления ликвидностью счета бюджета обеспечила экономию расходов на обслуживание госдолга в объеме 457 млн рублей. Общий объем расходов на обслуживание госдолга составил 1,6 млрд рублей.
Расходы областного бюджета выросли к уровню 2017 года на 10,2 млрд рублей, или 13,6%, и составили 85,4 млрд рублей, или 98,2% от плановых назначений.
В структуре расходов областного бюджета самой крупной статьей остается фонд оплаты труда работников бюджетной сферы. С учетом трансфертов на эти цели местным бюджетам на формирование фонда оплаты труда направлено 31,3 млрд рублей. Это на 4,8 млрд рублей, или на 18,1% больше, чем в 2017 году.
Расходы на социальные выплаты гражданам также возросли к уровню 2017 года на 4,3% и составили 12,6 млрд рублей.
На страхование неработающего населения в системе ОМС направили 9,9 млрд рублей
Расходы на сферу здравоохранения были обеспечены на уровне 6,6 млрд рублей. Это почти на 38%, или на 1,8 млрд рублей, больше, чем в 2017 году. Только на ремонт и материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения за прошедший год потратили почти 800 млн рублей. Кроме того, была достроена поликлиника на 1 000 посещений на проспекте Комарова, расходы составили 180 млн рублей.
Расходы областного бюджета за 2018 год на образовательную сферу исполнены в сумме 20,6 млрд рублей. Рост к уровню 2017 года составил почти 15%.
На культуру бюджет израсходовал 2,7 млрд рублей. Это на 40%, или на 1,1 млрд рублей, больше, чем в 2017 году. При этом большая часть дополнительных средств была направлена на выплату
«В ходе исполнения бюджета 2018 года нам удалось не только обеспечить финансирование всех социальных обязательств, но и решить поставленную губернатором важную задачу: консолидировать бюджетные ресурсы, необходимые для подготовки к шестилетнему циклу реализации нацпроектов для разработки проектно-сметной документации, обеспечения уровня софинансирования расходов на национальные проекты со стороны региона. Сосредоточившись на поставленных целях, мы смогли начать текущий год без сбоев в финансировании и регламентированных расходов, и расходов, связанных с реализацией нацпроектов», — отметил Чеченко.
При обсуждении доклада председатель Заксобрания Владимир Варнавский вернулся к вопросу о том, что доля налога на прибыль в общей структуре доходов составляет только меньше 1/7. Динамика — отрицательная.
«В Сибирском федеральном округе мы занимаем последнее место по налоговым и неналоговым поступлениям. Конечно, так далеко мы не уедем, конкретно с таким показателем по налогу на прибыль. Какой ваш прогноз?» — спросил он.
Министр ответил, что налог на прибыль — действительно самый волатильный среди доходных источников, он существенно влияет на общую сбалансированность бюджета и зависит от возможностей региона.
«Проанализировав ситуацию по России, несложно увидеть, что самодостаточные регионы, уровень бюджетной обеспеченности которых близок в единице, там доля этого налога колеблется от 30 до 40%. У нас — 26%. Мы стоим близко к таким регионам, как Алтайский край, Курганская область. Без решения задачи увеличения поступлений именно по налогу на прибыль существенно поправить ситуацию не получится, это понятно. В прошлом году это удалось решить за счёт федеральной поддержки, в этом году её существенный объём также привлекается, но это непостоянный источник. Конечно, по налогу на прибыль нужно работать. Если привести статистику по СФО, то в Новосибирской области поступления от этого налога — 48,3 миллиарда, в Красноярском крае — 86 миллиардов, в Кемеровской области — 50 миллиардов, Иркутской области — 53. У нас — 16. Это те регионы, на которые мы ориентируемся. Соответственно, уровень бюджетной обеспеченности там больше, чем у нас, и он прямо коррелируется с налогом на прибыль. Проблема по налогу на прибыль напрямую связана с состоянием экономики», — сказал Чеченко.