Координатор движения «Сорок сороков» опасается, что ситуация с храмом в Екатеринбурге может повториться и в Омске. Правозащитник уверен: людей, участвовавших в протестах, объединила не искренняя убежденность, а нечто другое.
— То, что произошло в Екатеринбурге, может произойти и в других регионах. Безусловно, были использованы технологии, которые эффективно применяются для цветных революций по всему миру. Они включают в себя НЛП, использование подконтрольных СМИ, интернет-порталов и бот-сетей, создание информационной волны и ее разгон, использование символов и положительных образов, работающих на ту или иную точку протеста, которую нужно усилить или ослабить. С таким же лекалом развивался и конфликт на Украине, такие же попытки были и в Москве (митинг на Болотной площади в 2012 году).
Мы с первого дня были в сквере у Драмы Екатеринбурга, поэтому я могу сказать, что в протесте действительно участвовало много нормальных, адекватных людей. Но в силу своей неинформированности и непогруженности в саму проблему они стали инструментом для манипулирования посредством технологий. Мы много общались с людьми, видели, как работают грамотно развернутые в информационном поле стереотипы. Один из них касался того, что там выступал народ против олигархов, власти и церкви — но это ложь. Там был народ, который хотел строить храм, и народ, который не хотел. Был, по сути, конфликт между народом и народом. Просто на одной стороне были одни элитные группы, на другой — другие. Кроме того, конфликт был позиционирован как спор между теми, кто за сквер, и теми, кто за храм.
Но это тоже ложь! Был конфликт за сквер с храмом и сквер без храма. Не особо воцерковленный человек, конечно, скажет: «Я за сквер». И погромщики предстали как радетели за народ, молодые революционеры, воины света. Многим казалось, что те, кто протестует, действует справедливо, а те, кто хотят за свои деньги благоустроить сквер с храмом, — демоны и захватчики, страшные люди.
Так сквер хотели оставить?
— Инициировавшие это строительство представители бизнеса хотели сделать благоустроенный сквер с площадкой для скейтов, для велосипедистов, для различных других активностей, которых стало бы больше. Но они не представляли, что в соцсетях людям навязывалась другая парадигма — о том, что придут захватчики сквера, все вырубят, разрушат атмосферу и сделают так, чтобы там никто не смог находиться, кроме, образно, попов на «Мерседесах». Именно так считали молодые люди, с которыми я разговаривал. Сами акции протеста начались 13 мая в 19:00, но мне присылали в онлайн режиме фото и видео из сквера, как утром приходили какие-то люди, фотографировали. С самого утра эти люди начинали гнать информационную волну в соцсетях.
Так что была проведена большая работа в плане технологий. Были выделены активисты, которые аккумулировали на себе протестную волну, создавали положительный имидж протеста и отрицательный имидж строительства храма. Я считаю, это грамотно спланированная долгосрочная многоходовая комбинация, которая была разработана задолго до того, как началась эта активная фаза.
— Кто, по-вашему, выступает инициатором?
— С моей субъективной точки зрения, инициатор протестов в Екатеринбурге — олигархи девяностых и политики, завязанные на них, которые хотят вернуться во власть. Сегодняшняя молодежь, которая стала жертвами манипуляции, не застала того ужаса, который устроили в России в девяностые, когда народ вымирал, зарплата не платилась, а олигархи на залоговых аукционах украли у народа его богатства. Потом эта «Семибанкирщина», так её тогда называли, была отодвинута от кормушки, кто-то бежал из страны, но они очень хотят вернуться во власть и продолжить грабить страну.
— Как им помогают протесты?
— Олигархам нужно дискредитировать власть, предпринимателей патриотического толка и церковь. Это три основы, авторитет которых обязательно нужно разрушить олигархам, чтобы вернуться во власть, как Порошенко на Украине, устроить очередной цветной переворот и погрузить страну в хаос. Недаром одним из символов погрома был Ельцин-центр, где собиралась группа активистов. В том же Ельцин-центре всячески оправдывают обнищание и разграбление страны в девяностых, называя это демократией. И молодежь, которая этого не застала, превратилась в пассионарное ядро протеста, крушила заборы, брызгала в правоохранителей перцовым газом… Они могут говорить, что пришли по своему выбору, но мы прекрасно понимаем, как делаются информационные вбросы, как они разгоняются, как подключаются бот-сети.
Мы сами неоднократно подвергались этим атакам. Во время событий в Екатеринбурге эти боты приходили на наши ресурсы тысячами, чтобы сформировать свою позицию. Нам приходилось просить наших соратников отложить свои дела, сидеть и банить ботов.
— Вы упоминали, что определенную роль в этом играют Навальный и его единомышленники.
— Действительно, штаб Навального активно участвовал в протесте. Мы понимаем, что именно Навальный эксплуатирует сегодня тот сегмент молодежи, о котором мы говорим. От 14 и старше, те, кто не помнит девяностые и не понимает, во что их хотят втянуть. Люди, с которыми Навальный проводит всевозможные акции против Путина и власти — одни и те же. Так, Ходорковский, активно проявивший себя в протестах в Екатеринбурге, был членом «Семибанкирщины» девяностых, которые грабили нашу страну. Мы знаем, что Навальный имеет в своем штабе господина Волкова, который родом из Екатеринбурга и завязан с группой, стоявшей во главе протеста.
Вспомним ролики Навального об Алтушкине: автор не жалел ни семью, ни детей, ездил танками по личной жизни. Это, на мой взгляд, тоже является ответом «Семибанкирщины 2.0» тем предпринимателям, которые занимают патриотическую позицию, которые сделали себя сами. Навальный — это торпеда, которой пользуется «Семибанкирщина 2.0», мечтающая вернуться во власть.
— В Омске хотят восстановить Ильинскую церковь на Ленинской горке, и уже сегодня многие говорят, что им важнее «зеленые легкие», чем очередной храм. И штаб Навального, кстати, у нас тоже есть — получается, история с протестами может повториться?
— Там, где речь идет о православии, действительно возникает почва для манипулирования. Когда мы говорим о возрождении православия — это одна из связующих нитей, которая уходит глубиной в тысячелетнюю историю России. Речь идет о нашем культурном, историческом коде. Люди, которые ненавидят Россию, хотят все это разрушить, выбить православие из культурного кода, превратить нас в иванов, не помнящих родства. Каждый построенный храм — как осиновый кол в их сатанинскую сущность.
Поэтому они будут вкладывать огромные деньги, будут всячески подогревать всю эту историю, чтобы вернуться во власть. А если не получится — то хотя бы запалить пожар гражданской войны, что им очень хочется в силу их не очень патриотической сущности. Разрушив Россию, они получат медаль от тех самых глобалистов, которые строят новый мировой порядок, где России отведена роль сырьевого придатка.
Они говорят, что Россия не заслуживает такой большой территории, как Сибирь. Поверьте, в Омске они тоже будут делать все, чтобы посеять вражду.
— Каких ошибок, совершенных в Екатеринбурге, нам стоит избегать?
— Региональная власть проявила себя слабой в этом конфликте и допустила создание прецедента, который может аукнуться и в Омске. Участок под строительство храма в Екатеринбурге был выделен законно, при желании можно увидеть документы. Люди, которые прорывались и крушили забор, совершили множество правонарушений. Они нарушили и Конституцию РФ, которая, в том числе защищает частную собственность.
Мы же не хотим, чтобы в стране воцарился правовой нигилизм и главный закон был бы «кто сильнее, тот и прав»?
Правоохранительные органы должны были действовать четко с самого начала конфликта. Если к вам в огород придет человек и начнет уничтожать ваши посадки, вы вызовете полицию, которая должна будет приехать и задержать незваного гостя. В Екатеринбурге такой же случай: люди крушили забор, совершали противоправные действия. Но полиция не делала ничего, она словно куда-то делась в тот момент.
Еще и губернатор потом посадил нарушителей за свой стол и стал с ними разговаривать — это беззаконие, легитимизированное представителями власти.
Если выдан участок под храм, защитите тех, кто выступает за его строительство, от тех, кем манипулируют политические аферисты и реваншисты девяностых, мечтающие устроить цветную революцию и использующие эту стройку как повод для того, чтобы устроить дестабилизацию в отдельно взятом городе (в том числе и в Омске) и во всей стране.
Семен Петров