В здании РЦСО прошел «круглый стол» по вопросам строительства Ильинского храма.
Если читатель не в курсе, то вкратце ситуация выглядит примерно так. Есть сквер на площади Ленина, на ней стоит памятник Ленину, который является памятником культурного наследия и охраняется законом. Есть Фонд «Духовное наследие» во главе с Леонидом Константиновичем Полежаевым, который очень давно, но безуспешно хочет либо Ленина снести и на его месте поставить храм, либо, по новой версии, снести сквер за спиной Ленина и на его месте поставить храм. То, что авторов этой идеи никак не заботит отсутствие под сквером нужных коммуникаций и сетей, оставим на потом, а сейчас — к сути вопроса.
Сам Леонид Константинович Полежаев был у руля нашей области 22 года — с 1990-го по 2012-й — и запомнился, помимо того, что его называли «папой», тем, что обещал построить такие объекты инфраструктуры, как метро, гидроузел и аэропорт «Федоровка». Но вместо этого в нашем городе и области появилось много храмов, и некоторые из них были оформлены как музеи и строились на государственные деньги, что, строго говоря, противоречит Конституции Российской Федерации «от слова совсем».
И вот за день до мероприятия я повез семью к родным в деревню и оказался в Исилькуле на улице имени того самого Леонида Константиновича Полежаева, которая была названа в его честь потому, что он некоторое время на ней жил.
Раньше это была часть улицы имени Калинина, и в этом есть определенный символ того, что старые герои забываются, на их место водружают новых. Этот символизм прослеживался и в ходе сегодняшних слушаний.
«Не все жители улицы Калинина готовы отказаться от его имени».
Сама по себе улица тоже является неким символом того, что делал Полежаев, и того чиновничьего аппарата, который он после себя оставил. Сворачивая на улицу имени бывшего губернатора, мы понимаем, что асфальт есть только в той ее части, которая ведет к дому, где некогда жил «светоч всея Омской области».
А в другую сторону, где он не жил, асфальта нет. Ну, наверное, для телекамер хватает и той части, которая ведет к его бывшему дому.
Зато на вывеску, сообщающую об этом, зачем-то прилепили QR-код. Наверное, хотят, чтобы люди лазили через забор палисадника, чтобы дотянуться до таблички смартфоном и получить какую-то информацию из интернета. И это — в Исилькуле!
Забавно и даже символично то, что на улице Полежаева стоят водоразборные колонки, дата производства которых совпадает с годом прихода Леонида Константиновича к власти.
В каком состоянии они сегодня, видно на снимках.
В этом тоже есть определенный символизм и намек на то, что бывший губернатор сделал (точнее, не сделал) для области. По крайней мере, водопровода в Исилькуле он не касался.
Идем по улице дальше. Некоторые дома разрушились и больше похожи на руины, некоторых уже нет. В этом тоже символ того, что из Омской области из-за депрессивной экономики люди бегут. И бегут настолько, что мы по этому показателю опередили уже республику Дагестан, где работы нет «от слова совсем».
Хотя у нас в Омске есть заводы, оборонка, нефтехимия и прочие радости, где можно заработать и люди зарабатывают. Но далеко не все.
Прогулявшись по улице Полежаева, я пошел в центр Исилькуля, где на главной площади стоит храм, который построил Полежаев. Конечно, не сам клал кирпичи, но инициировал его строительство, нашел финансы и так далее. Храм хороший. Но хороший не внешним состоянием, а тем, что там есть паства, там есть люди.
Когда я проходил мимо него, там была служба. Но внешне здание находится в достаточно удручающем состоянии. Штукатурка кое-где облупилась, окна кое-где заложены кирпичом, а фундамент и вовсе подмыло. И, собственно говоря, кто будет сохранять это культурное наследие, руководитель Фонда так и не ответил.
А теперь перенесемся в зал в РЦСО на слушанья по Ильинском собору, о которых, наверное, уже много кто понаписал. Я добавлю только несколько штрихов.
Там было много выступавших, чьи мнения можно разделить на три противоборствующие позиции.
Первая — это «православные активисты», некоторые из которых, на мой взгляд, «просто умалишенные». Просто потому, что нельзя человеку, заявляющему о своей приверженности религии, в которой смирение и кротость считаются добродетелями, перекрикивать выступающих из зала и оскорблять тех, кто вышел на трибуну. Но Бог им судья.
Эти православные активисты пришли организованно, в большом количестве. Те из них, кто выступал, произносили достаточно забавные, хотя и не согласующиеся с законодательством слова о том, что храму быть вне зависимости от чего бы то ни было. И что только православные люди могут решать, быть там храму или нет. Что, если судить здраво, попадает под 282 статью УК РФ, так как атеисты, мусульмане, буддисты и представители прочих конфессий имеют такое же право высказывать свое мнение по поводу использования муниципальной, то есть общей для всех горожан земли. А земля под сквером — муниципальная.
Там были люди, которые яро выступают против храма, потому что… И тут целый список этих «потому что»: потому что это может привести к сносу памятника Ленину, потому что храм не впишется в архитектурный ансамбль, потому что это потребует вырубки сквера, потому что стройка тут потребует перекрытия улиц, а центр и так стоит в пробках, потому что люди на опросах сказали, что храм тут не нужен — ну и так далее.
Ну, и третья сторона, к которой я отношу себя, представители которой заявляли: «Ребята, есть закон. Если мы понимаем, что мы живем в многоконфессиональном светском обществе, в котором Церковь отделена от государства, то давайте делать все на общих основаниях.
Зачем сейчас что-то кому-то доказывать? Попробуйте сначала купить эту землю, потом провести все экспертизы, инициируйте слушанья об изменении вида разрешенного использования и так далее».
Ну, и тезис о «восстановлении исторической справедливости».
Если мы сейчас соглашаемся на строительство в обход всех законов православного храма, то завтра начнут требовать — именно требовать, а не просить — те люди, у кого снесли мечети, и те, у кого снесли синагогу. Если мы будем требовать «исторической справедливости», то все это в конце концов закончится тем, что из-за угла появятся язычники и будут требовать восстановления какого-нибудь капища. Например, на месте спорной земли под картодромом, которая входит в границы археологического памятника «стоянка Омская», и вполне вероятно, что именно на этом месте тысячи лет назад люди кому-то молились.
Процесс «восстановления исторической справедливости» бесконечный и, на мой взгляд, достаточно абсурдный.
Поэтому, когда очередь для выступления дошла до меня, я вышел с тремя достаточно простыми тезисами.
Первый: «восстановление исторической справедливости» — это путь абсурдный.
Второе — если Церковь хочет что-то строить, то пусть действует на общих основаниях как обычное юрлицо. Попробуйте сначала купить землю по рыночным ценам, а такая площадка в центре города стоит немало, почему город должен лишаться дохода?
Ну, и третье: если у Фонда «Духовное наследие» появились лишние деньги, то используйте их на то, чтобы привести в порядок то, что когда-то настроил Полежаев. Потому что храмы нужно не только строить, за ними надо еще и ухаживать. Не доводить до того, чтобы у храмов были долги за отопление по 150 тысяч рублей (а случаи, когда в церкви врывались судебные приставы и отключали их от отопления, были). Не доводить до того, чтобы храмы горели из-за отсутствия нормальной электропроводки (тоже было). Не доводить до того, чтобы в действующих храмах текла крыша или из стен вываливались пенопластовые кирпичи (тоже было, и не где-то в деревне).
После моего выступления были бурные овации, что порадовало.
Ну, и послевкусие после мероприятия. На мой взгляд, православные активисты, казаки и все, кто сегодня выступает за строительство храма на Ленинской горке, несколько выходят за рамки Конституции и уголовного права и берут на себя несколько больше, чем положено равноправному гражданину в нашем обществе.
Я человек сам верующий, у меня крещена дочь, причем она сама приняла это решение. Я отношу себя к православному вероисповеданию. Но я не понимаю тех «православных активистов», которые позволяют себе оскорблять женщин, причем значительно старше их по возрасту, которые пытаются провоцировать драки, а когда получают зипунов, пытаются что-то кричать и призывать своих товарищей к «праведной борьбе» против их «обидчиков».
Я не поддерживаю тех людей, которые хотят строить только для того, чтобы строить, а то, что настроили, оставлять на чье-то попечение или забывать про это что-то вовсе. Мы помним скандал с «пенопластовыми кирпичами».
Прежде всего, храм Божий не должен становиться яблоком раздора в обществе, ибо Бог есть любовь, а не попытка застроить как можно больше земли своими храмами, причем, строго говоря, даже в тех местах, где они мало кому нужны.
Фото автора и Анатолия Алехина