Впервые за последние шесть (!) лет первую строчку рейтинга БК «Лица. 300 влиятельных омичей» занял губернатор Бурков, отодвинувший лидера «немецкой» группировки генерала Камерцеля на вторую позицию. Не все эксперты пока еще считают эту победу главы региона очевидной, но есть общее понимание, что времена безграничного господства клана Камерцеля-Шрейдера в Омске уходят в прошлое. Бурков, выполняя распоряжение Путина, рано или поздно, «уберет все эти кланы в сторону».
Напомним, в прошлом году в редакционной статье, открывающей спецпроект «БК-рейтинг. Лица», мы сделали собственный прогноз развития событий:
«У нас есть основания считать, что новый губернатор Бурков, говоря о примирении элит, увы, выдает желаемое за действительное. Как бы там ни было, но ему пока не удалось, и это отмечают наши эксперты, равноудалить олигархов от власти. И, как следствие, в результате так называемой консолидации элит мы получили Победителя… Им стал клан Камерцеля-Шрейдера-Павлова, наголову разгромивший своих оппонентов. Ну, а всех остальных можно смело зачислять в разряд проигравших. Тех, кто будет ждать и жаждать реванша».
В самом деле, пик могущества клана пришелся на 2017-18-й годы. «Немецкой» группировке удалось поставить под контроль лидера нашего рейтинга 2017 впк-шного олигарха Сергея Морева, претендовавшего одно время на роль эдакого супер-гангстера и даже пытавшегося поменять губернатора Назарова на «красного денди» Денисенко.
По одной из версий Мореву, погрязшему в компромате, пришлось не только отдать наследнику генеральской империи Дмитрию Павлову едва ли не половину бизнеса в «наружке», но и, похоже, навсегда, расстаться с амбициями теневого «хозяина» Омской области.
Так что краснокирпичный моревский «Кремль», выставленный прямо на тротуар улицы Герцена, этот параллельный Центр Власти, теперь можно включать в маршрут для туристов, как один из памятников времен олигархических войн в Омске.
Морев сейчас всего лишь «обслуживающий персонал» при отставном генерале Камерцеле.
У еще одного Центра Власти, возглавляемого Игорем Бондаревым, бывшим фсб-шником, прикомандированным к Правительству Назарова-Буркова, тоже нашлись собственные мотивы для взаимодействия с лидерами «немецкой» группировки. Генералу ФСБ Бондареву, когда-то пощипавшему перья «камерцелевским», пока удается держаться обособленно, но по принципиальным вопросам, где это касается конкретных политических и финансовых интересов, они работают против омского губернатора-варяга, так сказать, в одной упряжке. Эта тенденция сохранится и, мы не исключаем даже ее усиления на фоне угрозы Буркова «отодвинуть кланы».
Конечно же, они будут объединяться — другого выбора нет.
В 2018-м были заведены уголовные дела на родственников депутата Госдумы Андрея Голушко, заклятого «друга» генерала Камерцеля, и арестован его ближайший соратник Сергей Калинин. «Черные метки» портал «СуперОмск», рупор омского генералитета, с завидной регулярностью отправлял тогда вице-спикеру Заксобрания Артемову, якобы крышующему «черных лесорубов», а также депутату Горсовета Федотову и банкиру Волкову, близким к клану Голушко… Последние три года «немцы» безжалостно и методично уничтожали своих вероятных и потенциальных противников, у которых, по сути, не было шансов отбиться уже потому, что эти господа, бросившие вызов омскому Диктатору Камерцелю, не имели реальной поддержки в набравших вес силовых структурах.
Омский Горсовет по сути также был захвачен немецким кланом. Они взяли под контроль ключевые комитеты и у них был даже «контрольный пакет» при голосовании на пленарных заседаниях за счет «оплотовцев» и завербованных сторонников во фракциях «Единой России», КПРФ и даже однопартийцев Буркова справедливороссов.
Все это, конечно же, противоречило рассуждениям уральского варяга Буркова о так называемом «примирении элит». Ни о какой консолидации этих самых элит и речи не было. По факту государственная власть в регионе в этот исторический период времени не принадлежала законно-избранному губернатору Омской области, получившему на выборах в сентябре 2018-го впечатляющую поддержку омичей. Она целиком и полностью сосредотачивалась в руках олигархов Камерцеля-Шрейдера-Павлова-Лоренца и примкнувших к ним Бондарева и Морева.
В 2018-м наша редакционная статья «Камерцель снова № 1, или Самая плохая новость сезона» заканчивалась оптимистичным пожеланием: «Так что Вам есть над чем работать, Александр Леонидович!».
Нам пока неизвестно, как действовал Александр Бурков: интуитивно, по обстановке, или же имел четко прописанный план, но то, что мы получили на выходе, может стать учебным пособием для начинающих варягов-губернаторов. Кто-нибудь еще помнит генерала Лебедя, волевого, жесткого, крывшего своих противников отборным матом?.. Увы, он оказался бессилен, как губернатор, на войне с красноярской «мафией». А вот ослеплявший своей белозубой улыбкой Бурков оказался хитрее. Он не действовал напролом, усыпляя «вероятного противника» разговорами про «консолидацию и примирение»:
«Элита здесь в целом разумная! Это состоявшиеся люди, у которых в жизни всё получилось, и главное — что они продолжают жить и работать в Омске. Диалог с ними выстроен. Он непростой, потому что это крутые ребята, с высокой самооценкой, но всё в порядке…» — это Бурков про нашу «мафию».
Александр Леонидович, не объявляя войну всех против всех, дождался убедительной победы на собственных выборах и одновременно дал вызреть нарыву (это когда «камерцелевские» расправятся с главарями других кланов) и останутся с ним, как говорится, один на один.
И только тогда в ход был пущен хирургический скальпель.
Из Правительства удаляют зампредов Бондарева, Стороженко, Фролова и т. д. и т. п. Жесткие зачистки прошли и в мэрии, откуда в одночасье были изгнаны ставленники «камерцелевской» группировки, контролировавшей ключевые позиции в руководстве администрации Фадиной, а также в департаменте имущественных отношений. Одновременно пресекаются попытки Дмитрия Павлова, одного из лидеров «немецкой» группировки, взять под контроль омский рынок НТО с его миллиардными оборотами. Поубавили спеси «камерцелевским» «оплотовцам» и в Горсовете, ограничив в разы участие депутатов в работе комитетов муниципального парламента, где при обсуждении, как правило, «шкурных» вопросов «немцы» научились создавать численное превосходство. К слову, за отчетный период «оплотовцам» не удалось там одержать ни одной, даже промежуточной победы.
Неудачи ожидали ставленников Камерцеля-Шрейдера-Павлова и на довыборах как в Заксобрание, так и в Горсовет. Особенно унизительным был проигрыш Глеба Летягина, на раскрутку которого были потрачены колоссальные деньги.
И вся печаль в том, что ничего хорошего этих «крутых ребят с высокой самооценкой» впереди не ждет. В этом смысле недавнее высказывание Буркова звучит, скорее, как приговор:
«Президент принял решение убрать все эти кланы в сторону и назначить человека извне, который в этом регионе не бывал и не знал никого. И сегодня я приглашаю профессионалов со стороны, чтобы не было этого «кормления», как привыкли».
Однако эксперты журнала «Бизнес-курс» считают, что победы Буркова над могущественным кланом Камерцеля носят локальный характер. Вся кампания пока не выиграна. Враг озлоблен, затаился и ждет реванша. Можно предвидеть направление ответного удара. Конечно же они попытаются дискредитировать новое окружение губернатора Буркова, методично выбивая из-под него кадры. Опыт такой есть, они отточили эти приемчики во времена правления Леонида Полежаева и Виктора Назарова. Прежде всего упор делается на сбор компромата и тайную вербовку или перевербовку объекта разработки. Если это не удастся — обязательно последуют уголовные дела и публичная дискредитация. В зоне особого риска находятся вице-мэр Олег Заремба, зампред областного правительства Антон Заев, курирующий строительство и ЖКХ, а также бурковские кадры в Министерстве здравоохранения, которое пока еще контролируется Бондаревым-Стороженко.
И последнее. На острие борьбы с губернатором «немцы» выдвинули «авторитетного» бизнесмена и депутата ЗакСобрания Дмитрия Павлова, которого за глаза, в кулуарах, обычно называют Димой, видимо, памятуя о его дружбе с генеральским сыном Яшей Камерцелем. В пользу этой версии говорит то, что наследнику камерцелевской бизнес-империи передан в качестве «подручного» бывший начальник УБОПа Валерий Калганов, имеющий колоссальный опыт организации провокаций, вербовки и шантажа. Стало известно также, что именно Павлов контролирует теперь и мощный генеральский медиахолдинг, держа нити пропагандистских кампаний в собственных руках.
Эксперты БК, отметив усиление позиций Павлова в «генеральском» клане, передвинули его с 14-й позиции на 9-ю. Бурков же, учитывая масштаб угроз, надо полагать, далеко не случайно создал министерство региональной безопасности, укрепив его сразу тремя влиятельными генералами во главе с бывшим руководителем омского СКР Андреем Кондиным. Есть также основания предположить, что новое министерство наладит тесные отношения с только что назначенными в Омск начальниками управлений ФСБ и СКР. Согласитесь, было бы нелепо представить, что новое руководство вышеперечисленных силовых ведомств прибыло в регион поддерживать «падающие штаны с лампасами» отставного генерала Камерцеля?
Скорее они будут выполнять пожелания президента — «отодвинуть омские кланы в сторону» от кормушек.
Все это вместе взятое, полагаем, должно отрезвляюще подействовать на лидеров омских группировок, а их многочисленным сторонникам в органах власти и силовых ведомствах послан четкий сигнал — задуматься о будущем.
Своем, Личном, без камерцелевских.
Р.S.: Весь проект «300 ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ОМИЧЕЙ-2019»
можно прочитать в спецвыпуске журнала «Бизнес-курс» № 17-18
«БК-РЕЙТИНГ. ЛИЦА» от 26.09.2017
Заказать номер с доставкой можно спецкурьером
в офис (т. 39-90-81, 399-082), а также приобрести журнал в киосках «Роспечати», «Дилижанс» и у частных распространителей.