Эту группу протеста - полуголых девушек - стало привычным видеть во всех больших городах Европы.
Последняя их акция состоялась во вторник у входа на площадь Святого Петра, девушек из Femen пришлось останавливать полиции. В Ватикане были две девушки, они сняли кофточки, демонстрируя надпись на груди «No more Pope» и принялись размахивать дымовой шашкой, из которой струился дым пурпурного цвета. Полицейский попытался прикрыть девушку курткой, но его усилия пропали даром, поэтому понадобилось еще несколько полицейских, чтобы менее галантным способом убедить девушек войти в фургон.
Не первый раз девушки из движения Femen раздеваются в Риме, они сделали это в 2011 году, требуя отставки правительства Берлускони, и появились опять в момент, когда конклав собрался, чтобы избрать Папу. Можно сказать, что они хорошо информированы о текущих событиях. В Париже, где находится их «центр подготовки», девушек считают знаменитостями, их рассматривают как маленькую авангардную группу феминизма. Может быть, именно поэтому владелец театра в квартале Goutte d’Or решил отдать им помещение, не попросив ни одного евро за аренду (Goutte d’Or — это не то место, где хорошо провести романтический конец недели, но это лучше, чем ничего).
На Украине, где девушки родились, к ним относятся по-другому. Прошлой осенью одна журналистка телевизионного канала tv 1+1 в течение месяца подвизалась в группе и сделала интересные открытия. Она сумела проникнуть в ряды группы и даже участвовала в нескольких акциях протеста с обнаженной грудью, как она потом рассказала перед телекамерами. Как оказалось, деятельность группы Femen прекрасно оплачивается. Каждая демонстрантка получает тысячу евро в месяц, а те, кто действует в Киеве, получают до 2500 евро (средняя заработная плата на Украине не превышает 500 евро). В Париже расходы выше, поговаривают, что девушки получают по тысяче евро в день.
Журналистка говорит, что у нее сложились ясные представления о происхождении этого богатства. Активисткам Femen якобы платит некий американец Джед Санден, деловой человек, у которого есть свои интересы в Киеве, а также двое немецких богачей. Действительно, группа хорошо организована, пользуется поддержкой по всей Европе и, вероятно, скоро найдет поддержку в Канаде, Соединенных Штатах, Бразилии и Израиле. Первый протест состоялся в 2008 году и был направлен против юношеской проституции, но вскоре Femen начали заниматься политическими, религиозными и даже экономическими вопросами - сначала на Украине, а потом и за рубежом. Проблема заключается в том, что никто никогда не мог понять, в чем смысл их акций (один раз они пытались догнать русского патриарха на взлетной полосе аэропорта в Киеве). Иногда их лозунги немного напоминают требования чеченских мятежников.
Пять лет назад в рядах Femen состояло только три студентки: Анна, Оксана и Инна. За два года число активисток увеличилось до 320 человек: «двадцать с обнаженной грудью и триста полностью одетых», как говорилось в ноте группы. Но прошлой осенью три посланницы заявили, что у них есть армия численностью более ста человек, готовая раздеться во имя свободы на пространстве от Лондона до Рима. Таким образом, движение Femen стало самым влиятельным феминистским клубом Европы, по крайней мере, такое о них сложилось представление. Их общество имеет свою страницу в Facebook с тысячами контактов, эккаунт в Twitter, сайт в интернете на трех различных языках. Там можно найти фильмы, интервью, футболки за 25 евро, краску для тела (набор стоит 70 евро), курточки, кружки и парики (от 20 до 60 евро). 7 марта, накануне Международного женского дня, книга, излагающая историю движения Femen, появилась на полках французских книжных магазинов, были празднования и тосты в театре Goutte d’Or.
Естественно, есть и проблемы, связанные с арестами, жалобами и угрозами, особенно, когда протесты проходят на Украине, в России и Белоруссии. Но, когда дело принимет плохой оборот, всегда находится кто-нибудь, готовый назвать их «диссидентками».
Луиджи Де Бьясе