Мрачно-весёлый перформанс и гневные лозунги.
Сегодня у СКК имени Блинова Омский общественный городской совет и глава омского отделения партии «Яблоко» Татьяна Нагибина провели экологический митинг с основным лозунгом против строительства завода фенола, которое якобы запланировала корпорация «Титан» совместно с японской компанией.
На митинге перед неравнодушными гражданами выступили известные в Омске активисты, самих же неравнодушных граждан было очень мало, от силы 150-200 человек.
Напомним, о договоре создания завода по производству фенола с помпой сообщили губернаторские СМИ и… вышел конфуз. Потому что на самом деле в договоре речь о заводе не шла. Только о восстановлении на новом современном уровне ещё советского цеха фенола на предприятии «Титан». Областные пиарщики, захотев более яркого заголовка и масштабности, написали «завод». Чуть более подробно казус разобрал блогер Игорь Фёдоров.
Тем не менее Нагибина ранее в общении с БК55 пояснила:
«Мы подождем официального подтверждения. С другой стороны, пусть истерика у населения — в ситуации с атмосферным воздухом это неплохо! Может, начнут думать, а то как-то уже страшно здесь жить. Документов нет, одни слова, губернатор не дал опровержение и никто не дал. Поэтому пусть пишут что хотят».
Ну, а уже на митинге она особо подчеркнула: в сентябре после встречи в «Птичьей гавани» чиновников облправительства, надзорных ведомств, блогеров и общественников на тему выбросов Бурков поехал как раз на подписание того самого договора.
В целом активистка сравнивает нынешнюю ситуацию с планами того же «Титана» в 2011-12 годах построить кремниевый завод. Тогда многочисленными митингами, общественным возмущением удалось его заставить от этой идеи отказаться.
Трудно оценить число пришедших на акцию, но в целом их было больше, чем обычно. Да и уровень и масштабность организации были повыше.
На митинге Нагибиной сегодня выступали те же, кто и обычно. Например, арбитражный управляющий Владимир Виноградов.
«Мне интересно, фактически у нас на «оборонку» тратится более 50% всего госбюджета. И при этом у нас якобы социальное государство. И где же это всё? Мне интересно, сколько средств тратится на экологию в Омской области? Строят — публичных слушаний нет. Ведь можно убедить людей, что завод может быть безопасным. Но кто занимается производством — чётко знают, что сам завод даёт прибыль хозяину, а очистные сооружения — это непроизводственные затраты. И строить их никому не хочется. И должны создавать народный контроль, следить за этим», — отметил он.
Потом организаторы показали небольшой номер в стиле КВН. Под песню «Наутилуса Помпилиуса» «Дыхание» представительница «Яблока» и известная общественница Татьяна Садилина сыграла омичку, которая просыпается у себя дома… и видит у окна премьер-министра Медведева, а в самом окне — тучи от атмосферных выбросов, и задыхается.
Чиновник, которого сыграл Виноградов, безучастен к её страданиям и ничем ей не помогает.
Одним из двух действующих депутатов Горсовета, выступивших на акции, стал лидер фракции ЛДПР Алексей Ложкин. Он поднял в том числе тему свалок.
«У депутатов Горсовета на самом деле здесь рычагов воздействия не так много. За основную часть — это отвечают федеральная и региональная власть. Но мы тоже не спим, я отправил запрос губернатору, к сожалению, ответ до сих пор не пришёл. Он касается этого нового завода и того, какие у них намечены мероприятия по защите окружающей среды. Буквально на этой неделе, в среду, в комитете по ЖКХ мы задали вопрос о мусорной реформе. Он напрямую связан и с экологией тоже. Ведь реформа закладывалась именно с экологической составляющей. На все вопросы нам не ответили. Получается, реформа превратилась в поборы с граждан, когда им выставляют платежи за мусор в 4-5 раз больше. Кировская свалка горит. Свалка в Любино горит. И все эти вредные вещества через воздух идут в город и травят нас. Я сам живу в городке Нефтяников и прекрасно знаю, как утром встаёшь, особенно в выходные дни они это любят делать, я имею в виду выбросы с какого-нибудь предприятия. Вдоль периметра стоят ТЭЦ. Всё это поднимается и падает в город, мы этим дышим. Не все. Но есть депутаты, которые этим озабочены. Я сегодня пришёл показать, что с вами солидарен, ратую за нашу окружающую среду. Каждый выступающий здесь должен выходить с определённой атрибутикой. У меня противогаз. Я надевать его не буду, но дышать на сегодня в городе действительно тяжело. И новое производство не облегчит нам нашу судьбу», — заявил парламентарий.
Лозунг о том, что областных чиновников нужно гнать поганой метлой, озвучил общественник, член «Яблока», глава организации защиты прав инвалидов «Доступная среда» Борис Мельников.
«В Омской области 180 тысяч инвалидов, среди которых с каждым годом всё больше тех, кто стали ими в результате онкологических заболеваний и заболеваний, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, теми самыми выбросами… Когда нам говорят, что нужны новые технологии, нужно разрабатывать, планировать, я отвечаю: «Ребята, вы каждый год по несколько раз ездите отдыхать в Европу, ещё куда-то — зайдите и посмотрите. Всё давно открыто, это враньё». Так вот две причины, по которым мы так плохо живём — враньё и коррупция. Минприроды заявило на прошлой неделе, что причины того, что в Омске нечем дышать, две — нет ветра, то есть виноват бог, и проклятые дачники, которые сжигают на участках ботву и мусор. Друзья! Оно сваливает причины на нас и господа бога. Моё первое предложение — переименовать Минприроды в министерство лжи и именно так его называть. Второе — те же самые слова, что сегодня говорили о губернаторе Буркове, предлагаю именовать его «глава администрации лжи Омской области». Думаю, хватит месяца, чтобы исправить ситуацию. Вспомните, как в 2016 году мы провели митинг против плохих дорог. Пришли 3500 человек. И через день нашли 1,5 миллиарда рублей на их ремонт! Через день! Деньги есть. Когда нам говорят деньги, они нагло врут. …В Омске можно видеть, чем мы дышим, воздух непрозрачный. При этом он плохо влияет и на зрение, когда нас травят. …В Конституции написано, что у нас социальное государство, которое обеспечивает достойные условия жизни для граждан. Кто отвечает за соблюдение Конституции? Государство! Кто его представляет в области? Администрация. Соответствует она? Нет! Гнать поганой метлой! Прокуратура соответствует? Нет. Почему она не работает?!», — негодовал активист.
Также он потребовал, чтобы общество получало объективную оперативную информацию о том, насколько загрязняется воздух. Однако при этом он смешал и перепутал финансовые траты на прошлогоднюю покупку мобильной эколаборатории и тёплых остановок, видимо, думая, что на обустройство тёплых остановок тратят бюджетные деньги… Мол, на экомониторинг у власти денег нет, а на тёплые остановки есть.
Процитируем и выступление омички Анастасии Пономарёвой. Именно она сделала акцент на том, что нынешними выбросами нарушается Конституция.
«Статья 42-я — каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии, на чистый воздух. Верно? Не правда ли, радикальная вещица? Почему такую Конституцию до сих пор не сожгли, интересно? Почему она не соблюдается? Для нас важна эта достоверная информация. Для всех загрязняющих воздух веществ есть ПДК. Это нормы, которые должны отслеживать надзорные ведомства. В нашем городе их несколько. При этом они уже несколько лет не могут разобраться с выбросами, их источниками. И значения ПДК неоднократно увеличиваются на протяжении последних 20 лет. Например, за последние три года выросли значения ПДК в несколько десятков раз по формальдегиду, фенолу, метилмеркаптану, при этом научные исследования в данной сфере не подтверждаются. А в принятие решений по ПДК вовлекаются представители промышленности. Кроме того не оценивается влияние ПДК на беременных женщин, детей, людей с уже приобретёнными заболеваниями. А это значит, что возможно дальнейшее развитие их заболеваний… Важно это обсуждение выносить в общественность, а не только обсуждать в профессиональной сфере», — отметила она.
В заключение прошёл флэшмоб под ту же песню Дениса Майданова «Знаешь, так хочется жить», которая звучала и на экологическом митинге 18 августа. Активисты сошлись перед сценой и сыграли, как умирают от отравления выбросами и падают на землю. Получилось прямо-таки инфернально…
Но перед флэшмобом Татьяна Нагибина зачитала проект резолюции. Среди его требований были: за действия, несущие экологическую угрозу привлекать к уголовной ответственности, а также доводить дело вплоть до остановки предприятий, не допускать строительства новых химических производств на территории Омска и его окрестностей, сформировать федеральную и региональную сети контроля за чистотой атмосферного воздуха, что позволяло бы при нарушениях правоохранителям оформлять материалы для привлечения к ответственности. Также — проверить на соответствие занимаемым должностям глав областных Минприроды, управлений Росприроднадзора, Роспотребнадзора, которые «ничего не делают кроме переписок и получают огромные зарплаты, не поддающиеся пониманию», обязать все промпредприятия Омска заключить соглашения об экологическом партнёрстве, обеспечить выполнение указа президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках национального проекта «Чистый воздух» в части «Экология».
«В 2013 году при митингах против кремниевого завода была такая шутка от властей: табличку о границе города перенесли от точки за заводом пластмасс до пересечения Красноярского тракта до проспекта Губкина. Сейчас её вынесли обратно, но не исключаем, что повторят», — прокомментировала она.
Как отметила общественница, резолюция ещё будет дорабатываться и дополняться. Через соцсети — например, паблик «Нам здесь жить» во «ВКонтакте» — свои пожелания могут направить все неравнодушные омичи.
На претензии митингующих ответил в общении с журналистами экс-депутат Горсовета, ведущий специалист-аналитик ГК «Титан» Александр Иванов.
«Удивило, что несколько неправильно были расставлены акценты на митинге. Дело в том, что ГК «Титан» работает открыто, создан информационный центр, готовы принять общественников, активистов, прессу, чтобы ответить на все вопросы. Мы обратились к организатору митинга Татьяне Нагибиной с просьбой прийти к нам, задать вопросы, чтобы развели опасения. Но, к сожалению, она не пришла к нам, видимо, ответы на вопросы ее не интересуют. Интересуют митинговые страсти.
Сегодня находится много заинтересованных в том, чтобы дезориентировать омичей. Фенол выпускается в Омске с 1968 года. Никаких новых заводов по производству фенола группа компаний не собирается строить. Да, у нас проходит модернизация, устанавливается более экологичное высокопроизводительное оборудование на существующем производстве. Озабоченность участников митинга в этом отношении меня несколько удивляет. Выбросы предприятия составляют всего лишь десятые доли процентов во всех выбросах в Омске. Единственное, что отметить хочу, за последние годы при нынешнем губернаторе вопросам экологии уделяется беспрецедентное внимание. Предприятия реализуют свои экологические программы. Тот же нефтекомбинат более 100 млрд рублей вложит в экологическую модернизацию. Наше предприятие 500 млн рублей тратит на экологию. Выбросы ежегодно снижаются. Это объективный фактор. Но на этом мы не успокаиваемся. Мы разрабатываем программы, чтобы снижать выбросы. Подписали соглашение о снижение на 20% в атмосферу, соглашение выполняем и будем выполнять дальше к 2024 году», — сообщил он.
Как добавил Иванов, общественники вполне могут прийти на предприятие «Титана». У него действует своя лаборатория, с начала года там сделали порядка порядка 1200 замеров. И при этом там не выявили превышения ПДК. Цех № 101 модернизируется, устанавливается более современное российское оборудование.
Это, по словам аналитика, позволит одновременно повысить планку экологической безопасности на производстве и увеличить само производство.