...получилось бы что-то вроде «Славных парней» Мартина Скорсезе, только еще безумнее. Частные самолеты, яхты, подрывы автомобилей, загадочные катастрофы вертолетов - биография Бориса Березовского выглядит неправдоподобно даже по меркам голливудских боевиков.
Удивительно, что Голливуд до сих пор не обратился к этой истории одного из самых поразительных людей нашей (и любой другой) эпохи. Конечно, бюджет потребовался бы немаленький: пришлось бы показать замки на французской Ривьере, алюминиевоплавильные комбинаты, разбившийся вертолет и утонувшую подлодку, шикарных женщин и чемоданы с деньгами. А еще понадобился бы храбрец на должность сценариста: закажите несколько авторитетных книг о мире, в котором вращался Березовский, и вы обнаружите, что некоторые авторы безвременно скончались.
Но самая невыполнимая задача - придать сюжету осмысленность. Почти невозможно вникнуть в мотивы и махинации, которые клокотали в голове профессора-математика, который стал торговцем машинами, а затем - политиком, а затем - громогласным активистом и спонсором революций. Хотя Березовский умел наживать деньги беспринципными методами и экстравагантно их тратить, ключ к его личности - в чем-то другом. Деньги никогда не были самой главной его целью.
К 1995 году он пришел в мир СМИ, что привело его в пьянящий мир политики. Впоследствии он подыскал преемника для Ельцина. Но этот человек почуял, что народу не нравятся олигархи. Когда он пригрозил им, Березовский дал сдачи: раскритиковал на своем телеканале действия Путина в связи с катастрофой подлодки «Курск». В итоге Березовский бежал за границу.
Его мучили не столько мутации российского государства в последующие годы, сколько тот факт, что он больше не в центре событий. Под видом продемократического активиста он при каждом удобном случае нападал на путинскую Россию, на что потратил немыслимые деньги.
Путинская Россия - предосудительное место: экспансия тайной полиции в ущерб демократии, вброс бюллетеней на выборах, убийства журналистов... Но стал бы Березовский протестовать так громко, если бы остался в коридорах Кремля? Неизвестно.
Те, кто не верит в версию самоубийства Березовского, отмечают: он жаждал дать показания на дознании по делу Литвиненко - снова выступить с нападками на Путина. Но, напомню, судья Глостер назвала Абрамовича надежным свидетелем, а Березовского - нечестным и ненадежным. Этот ярлык Березовский никогда не сумел бы с себя снять. Он означал его банкротство. Ему никогда не удалось бы вернуться в центр событий. В день, когда Глостер вынесла вердикт, фильм «Березовский» закончился.
Том Пек