Руководитель «Омской Арт-резиденции» на пресс-конференции о фестивале «Сибирская этника» порассуждала о мировой моде в условиях экономического кризиса, российских брендах и психологии современных потребителей.
— Почему наши производители сами стремятся назвать свои бренды как-то по-иностранному? Когда люди страдали брендоманией, считалось крутым, если ты одевался в определённый бренд… И это наложило отпечаток на всех. Не важно, была вещь сделана в Италии или в Китае как подделка, мы все это носили. Нормально, когда ты носишь вещь и понимаешь, что это миф, который все хотят.
Сейчас, мне кажется, ситуация всё равно меняется, идёт и развивается даже в Омске. Носить российское стало не стыдно. И слава богу, что это произошло — не перелом совсем, но всё-таки подросло другое поколение, которое не было в тотальном дефиците, у него уже сейчас осознанное потребление, и возрос интерес к нам, российским дизайнерам. Мы тоже можем шить, изготавливать, создавать. И самое важное — как позиционировать свой бренд, какую философию в него вложить. Какие мы и с чем мы идём. Важно и потребителя знать. Это равновесие между потребителем и дизайнером, как-то суметь совместить и творческое заложение своего кода, и чтобы его потребитель прочитал и получал удовольствие.
Что касается мировой моды в условиях, если начнётся большой экономический кризис… Мы все понимаем, что мир очень изменчив сейчас, нам очень быстро приходится эти условия впитывать к себе. Быстро меняться. Я думаю, от живучести брендов будет зависеть их позиция, как они будут реагировать на того потребителя, который к ним придёт, на его запросы. Потому что какая бы творческая составляющая у дизайнера ни была, конечно, очень много будет зависеть от потребителя, который придёт.
И мы, конечно, понимаем, и лукавить не стоит, есть некое снижение потребительской корзины у многих людей. Естественно, это будет один потребитель. И есть очень большое разделение, когда верхушка людей выходит на люксовую одежду. Нужно понимать, как бренды будут выстраивать свою политику. Впрыгнут ли они к потребителю, который чуть ниже классом и не сможет покупать что-то дорогое, или какие-то бренды очень активно войдут в позицию «премиум». Потому что это очень важная составляющая. Её пока сейчас обеспечивают только западные бренды.
И мне кажется, от того, как российские бренды будут себя позиционировать, развивать себя, это тоже их эшелон, в который можно впрыгнуть. Потому что никто не отменял факт, что богатых людей тоже очень много. А пока богатых людей одевают в большинстве своём западные бренды.
Как добавила также омский дизайнер Ольга Вахурова, молодое поколение не придаёт совершенно никакого значения, кто производитель вещи — Италия, Франция, Турция или Россия. Сложность, что выбор очень большой. И если бренд маленький, то в информационном потоке он теряется. Сложность есть и с производством.