Прозвучал также робкий прогноз о том, что мучения с «красными линиями» начнут разрешать спустя 2 года.
В Омском областном бизнес-инкубаторе представители предпринимательского сообщества, нескольких ветвей власти — горсовета, мэрии; а также общественники в формате свободного диалога пытались достичь консенсуса по одной из самых наболевших и, увы, склоняющихся к категории вечных проблем. Речь идет о так называемых «красных линиях», то есть таких участках города, которые меняют назначение определенных участков городской территории, запрещая там размещать как жилые постройки, так и бизнес-объекты.
«Хочу пояснить, статья 30 градостроительного кодекса говорит о том, что красные линии — это линии, которые обозначают существующие, либо планируемые границы территории общего пользования, на которых расположены линии электропередач, связи, автомобильные дороги. На них невозможно возвести сооружения», — разъяснила главный распорядитель мероприятия, председатель «Лиги профессионалов в недвижимости» Светлана Гоненко.
Как отметила модератор дискуссии, этот вопрос актуален далеко не только для субъектов предпринимательства, но и для частных лиц — фактически с ней может столкнуться каждый омич. Но некоторым особенно «повезло». Собственно, речь идет об «обитателях» улиц Кирова, Герцена, Северных, Линий.
Эти самые планы, рассчитанные на «устойчивое развитие городских территорий», играют с людьми злую шутку, ибо границы линий подчас делят жилые постройки на части, а обитатели частного сектора, который у нас также попал под удар, массово получили запрет на капитальные изменения своих построек. И ведь в некоторых случаях речь заходит об объектах, строительство которых будет начато, если вообще будет, даже не в грядущем десятилетии. Эта мысль настолько обеспокоила всех участников встречи, что негласно тему «Красной линией по бизнесу» решено было расширить, если не перевести в плоскость интересов рядовых омичей в целом.
Острота проблемы явила себя уже в реакции на выступление одного из немногочисленных представителей горадминистрации, застолбившей неудобоваримые изменения. Игорь Боровик, возглавляющий пост руководителя управления промышленности, инноваций, инвестиций и предпринимательства департамента городской экономической политики омской мэрии, в отсутствии одного из основных ответственных лиц депархитектуры сумел лишь выдать нечто вроде дежурной отписки — якобы, до него доходили слухи, что стоит ожидать в обозримом будущем переноса красных линий на более «логичные» территории.
Услышав это, его поспешила разуверить гостья мероприятия, председатель организации многодетных матерей Айгуль Буртебаева, которая сама стала одной из жертв системы, введенной при формировании нового генплана Омска в 2007 году. Она в жесткой форме затребовала отсылок к законодательным актам и примеры. Однако ничего подобного представлено не было.
Попыталась вернуть разговор в более мирное русло председатель Совета Союза «Омская торгово-промышленная палата» Ирина Кичигина, на взгляд которой при сплочении бизнеса и власти в едином порыве все барьеры будут преодолены. Опять же, она не взяла на себя обязательства разобраться в правовом аспекте. Собственно, он окончательно отошел на второй план на фоне яркого выступления главы «Союза строителей Омской области» Николая Лицкевича.
— Это нарушает наш главный закон! Граждане, которые живут в частном секторе по 50 и более лет, сталкиваются с таким произволом! А что если мы обратимся в Конституционный суд? По их земле проводить красные линии законно или это произвол местный?
Он указал на тяжелое положение касательно развития улиц Северных, где такое положение дел привело к формированию своего рода гетто, где теперь большая часть домов вынуждена переходить чуть ли не в категорию заброшек, а жители просто хватаются за головы и поддаются панике.
«Закрепите за собственниками обязанность ухаживать за территорией, есть ведь такая практика в других регионах. Мы хотим, чтобы Омск социальным городом стал, где хотелось бы строить новые объекты», — взволнованно пытался наставить присутствующих представителей мэрии Лицкевич.
Ответ от представительницы департамента архитектуры, Татьяны Вагиной, возглавляющей Управление инженерно-транспортной инфраструктуры ведомства на подобные претензии, был вполне предсказуем:
«Мы все вместе с вами живем в правовом поле. Генплан сегодня это закон. Он прошел все публичные слушания. Я понимаю, что в 2006 году граждане могли не понимать, что это вообще за категории, что это за развитие города — все это не планировали явно так далеко люди, участвовавшие в этих публичных слушаниях. Но прошли все утвержденные процедуры, все было сделано правильно. Генплан определил стратегическое развитие города Омска, определил, где будет развиваться строительство, где будут строиться промышленные предприятия и дороги для того, чтобы привести к местам притяжения труда и других объектов. Генплан четко сказал, где какая категория дороги должна быть. В границах дороги никаких капитальных объектов размещать нельзя у нас, это является запрещенным видом. Проекты планировки у нас опирались на территорию, и каждая территория также проходила общественные слушания. Мы могли не думать тогда, что красная линия будет иметь статус закона, но сегодня мы во всем этом живем. Если мы идем иным путем, мы сразу же становимся нарушителями закона. Но есть процедура внесения изменений в проект планировки. Но изменение генплана нам не даст сейчас изменение красной линии».
Закономерно женщину обвинили в том, что она дала словесную отписку. Вмешавшись, омичка Айгуль Татибаева все-таки полностью изложила свою историю: уже около 7 лет она, купив участок в 1998 году вынуждена обивать пороги, в том числе депархитектуры, для того, чтоб получить соизволение на строительство пристройки. Дабы постепенно ветшающий дом перестал висеть камнем на шее.
«Как сделать так, чтобы одним «мазком» не разрушать наши жизни?» — в отчаянии вопрошала женщина.
За нее вступились. Казалось, что вот-вот начнется травля и чиновникам придется ретироваться. К счастью, модератор дискуссии смогла приостановить поток благого мата.
Неким мостиком к компромиссу вызвался стать депутат горсовета Юрий Федотов, который предложил следующий компромиссный вариант: оговорить на местном уровне порядок ограничений, который бы позволил вносить некоторые некапитальные изменения владельцам тех территорий, где строительство той же дороги еще только планируется на бумаге и не будет в ближайшее время реализовываться.
Подытожила все реплики и выдала наиболее конструктивное видение гендиректор ООО «Институт территориального планирования «Град» Анна Береговских.
Она также заметила, что есть механизмы, которые установили бы предел действия проектировщиков в 3 года. Попросту, если план, для которого и была «прочерчена» красная линия, не реализован в этот срок, то в дальнейшем никаких легальных оснований для ограничений не будет.
«Не можешь реализовать решение, не принимай его», — метко подытожила этот момент глава организации, которая должна подготовить за 1 год проект нового генплана.
Вместе с тем, женщина не стала скрывать от присутствующих, что молниеносных решений ждать ни в коем случае не стоит:
«Мы должны понимать, что это не делается по щелчку. У нас идет корректировка генплана и правил землепользования и застройки. Сейчас мы только начинаем общение с заинтересованными людьми».
Она также обозначила, что необходимо внести изменения в вышестоящий документ, «Стратегию социально-экономического развития», что поможет избежать примеров «земельной дискриминации». Такому явлению немало способствует и отсутствие полноценного межевания земли.
Береговских напомнила, что в 1970-х было модно «расти вверх», то есть возводить как можно больше небоскребов, однако такая история в Омске не пройдет, ведь мы должны гордиться статусом сельскохозяйственного региона.
— Свыше 70 процентов омичей хотят жить в своем доме. Почему их желание сейчас «затаптывается»? Мы сделаем все, чтобы это преодолеть!
Также лицо, ответственное за будущее зон развития Омска, изумилось, отчего законодатели активно спонсируют проекты вроде «Безопасных и качественных дорог», но совместить это с комфортной средой обитания для горожан им в голову не приходит.
Что же касается самого проекта, то пока он «просчитывается» до 2025 года, включая вовлеченность бюджетов всех уровней и изучение инвестиционного потенциала. Но все-таки вопрос о времени стоит в нашем случае остро, не признать этого глава архитектурного института не могла.
— Мы взяли на себя обязательства завершить генплан Омска за 1 год. С середины 2020 года надо уже запускать проект планирования территорий общего пользования. На его основе получим сводный план красных линий. На этом этапе закрепляем каркас в том числе и по правоотношениям.
Отметила Береговских и тот факт, что сам по себе генплан и ПЗЗ всего лишь отправная точка, и если горадминистрация позволит себе остановиться лишь на них, то толку будет мало. И все-таки она спрогнозировала проблески определенности с набившими оскомину красными линиями спустя 2 года.
Евгений Куприенко