Новости. Омск
bk55.ru

Омский хлебный коллапс: «можем повторить»?

12-05-2020 03:30:25

Кому выгодно искусственно «держать на ИВЛ» один из крупнейших элеваторов Омской области, обслуживавший пять зернопроизводящих сельских районов?

Ненастная осень 2018-го запомнилась в Омской области и за ее пределами драматической ситуацией в зерновой отрасли. Километровые очереди камазов у элеваторов, возмущенные письма фермеров, вынужденных сдавать влажное зерно за бесценок или оставлять его гнить в хозяйствах. Владельцы элеваторов и ХПП объясняли произошедший коллапс то нехваткой места в хранилищах, то дефицитом вагонов. Вкупе с недобором урожая из-за дождливой погоды «элеваторный кризис» нанес серьезный финансовый ущерб омскому сельскому хозяйству.

«Собственники элеваторов порой пользовались и играли на понижение. Аграрию приходилось в любом случае отдавать зерно, чтобы оно не погибло», — сетовал губернатор области Александр Бурков на совещании по итогам уборочной-2018. «Люди бегали с сырым зерном, не знали, куда с ним приткнуться. Мне нужен детальный анализ, как вели себя собственники и руководители элеваторных предприятий!» — дал поручение Бурков областному минсельхозпроду.

Результаты этого анализа широкой публике и аграрному сообществу остались неизвестны. Но есть все предпосылки, что спустя два года, предстоящей осенью, ситуация может развиваться по гораздо худшему сценарию. Яркий пример — «Калачинский элеватор», ключевое перерабатывающее предприятие региона, находящееся фактически в государственной собственности и попавшее в рукотворный кризис.

Убытки в хороший год

В середине 2000-х Бессарабский, Исилькульский и Калачинский элеваторы, а также Любинский ХПП оказались под контролем московского агрохолдинга «Настюша». В феврале 2018 года холдинг был признан банкротом, его владелец Игорь Пинкевич сейчас под следствием по обвинению в многомиллиардных махинациях в строительной сфере. Активы холдинга — элеваторы, ХПП, мукомольные предприятия в России и Казахстане — сейчас распродаются на торгах конкурсным управляющим «Настюши» Антоном Никеевым.

Что касается омских активов «Настюши», то наиболее значимым предприятием тут является «Калачинский элеватор» (не являющийся банкротом), обслуживавший аграриев не только Калачинского, но и соседних районов юго-востока Омской области: Оконешниковского, Нижнеомского, Черлакского и Кормиловского. Элеватор имеет складские мощности более 50 тысяч тонн, собственную ж/д ветку, способен совершать до трех производственных оборотов в течение одного сезона.

В данный момент оперативным управлением предприятия занимается созданное год назад ООО «Омское Продовольствие — Калачинск» (учредитель — Денис Стецкий). Директором элеватора в данный момент является Виктор Роенко.

В каком юридическом статусе находится «Омское продовольствие» на элеваторе, не раскрывается: торги пока не объявлены, 100% доли предприятия находится в конкурсной массе. «ОП-Калачинск», кстати, работает и на еще одном элеваторе районного центра — «Омском региональном элеваторе» (ОРЭ), производящем крупы.

Именно «Калачинский элеватор» оказался в 2018 и в 2019 году «антигероем» местных новостей и интернет-блогов: пресса описывала мытарства фермеров, ночами стоящих в очереди на приемку зерна и обвинявших руководство элеватора в ценовом демпинге.

По данным районного сельхозуправления, за весь 2019 год «Калачинский элеватор» принял на хранение всего 16 тысяч тонн зерна. Притом что до 2017 года включительно элеватор переваливал как минимум 100 тысяч тонн зерна за один сезон. А с начала нынешнего, 2020-го года элеватор фактически не функционирует: приемка зерна не ведется, большая часть коллектива отправлена в неоплачиваемые отпуска.

В феврале конкурсный управляющий опубликовал отчет о рыночной оценке предприятия. В нем можно увидеть очень показательные цифры, говорящие о том, что «Калачинский элеватор» идет по наклонной не только по производственным, но и по финансовым результатам. Если в 2018 году выручка от реализации продукции составила более 52 миллионов рублей, то на конец сентября 2019-го — всего 17 миллионов. Соответственно, в 2018 году элеватор получил 3,5 миллиона рублей прибыли, а в 2019-м — убыток в 9,4 миллиона рублей. И это в хороший урожайный год с хорошей рыночной конъюнктурой и экспортными возможностями.

Со слов главного бухгалтера ООО «Калачинский элеватор», такой результат связан с тем, что отгрузку зерна с элеватора «Омское продовольствие» осуществляет по удивительно льготному тарифу — всего 170 рублей за тонну. Это гораздо ниже себестоимости затрат на отгрузку, которые несет предприятие. Кроме того, по распоряжению конкурсного управляющего Никеева железнодорожные пути элеватора переданы в аренду некоему ООО «Аркада», именно эта структура значится в документах и реестрах как отправитель грузов. Это юрлицо зарегистрировано в Москве, учредитель — Дмитрий Анатольевич Сафронов. В общем, происходящее заставляет задаться вопросом: почему все это очень сильно напоминает банальный вывод денежных средств с ликвидного предприятия?

«Мы задыхаемся»

Еще одна причина упадка предприятия состоит в том, что большинство местных аграриев просто отказались от сотрудничества с элеватором из-за кабальных условий, предлагаемых руководством.

— Есть четкое ощущение, что нынешняя управленческая команда предприятия — «Омское продовольствие» — просто не заинтересована в цивилизованных отношениях с сельхозпроизводителями, — рассказывает калачинский фермер Александр, попросивший не называть своей фамилии. — Во-первых, на элеваторе нам предлагают неприемлемо низкие, не соответствующие рынку, закупочные цены на зерно: почти весь минувший сезон они были самыми низкими на нашей территории. Во-вторых, второй год «ОП-Калачинск» проводит, мягко говоря, странную политику по тарифам на услуги — приемку, хранение, сушку зерна. Мало того, что их тарифы разорительно высокие, неадекватные рынку, так еще и плата за хранение зерна на элеваторе начинает отсчитываться с первого дня.

Также ООО «Калачинский элеватор» перестал заключать с товаропроизводителями договора на отгрузку зерна ж/д транспортом. Единственное юрлицо, с которым заключен договор, — «Омское продовольствие». А цена за вывоз автотранспортом составляет 400 рублей, что становится невыгодным для фермеров. То есть, если ты завез на элеватор свою пшеницу, после сушки и подработки ты можешь продать ее только «Омскому продовольствию», причем по цене ими заявленной! Или втридорога вывози свое же зерно автотранспортом. Это полностью противоречит сложившейся практике взаимоотношений между аграриями и переработчиками.

— Стабильно работающий элеватор в райцентре очень важен для всех калачинских аграриев, — продолжает Александр. — Прежде всего, в плане логистики: нам сейчас приходится возить свое зерно в Омск, более чем за 80 километров. Транспортные расходы — «Платон», весовой контроль — уже влетают в копеечку. Ну, а что будет в случае очередной «мокрой» уборки, когда из хозяйств пойдет вал влажного зерна, с которым не справятся оставшиеся элеваторы и ХПП, думаю, все понимают.

— Мой офис в райцентре находится недалеко от «Калачинского элеватора», и вот уже второй год я, по-моему, ни разу не видел какой-то производственной активности на предприятии: машин под разгрузкой, вывоза зерна. Человеку, который «в теме», сразу все понятно, — подтверждает слова своего коллеги Виктор, еще один калачинский фермер. — Я сотрудничество с нынешней компанией, которая рулит на элеваторе, прекратил наотрез: не устраивают ни цены, ни тарифы на услуги. Кроме того, и у меня, и у многих моих коллег-фермеров много вопросов было к лаборатории: мы регулярно сталкивались с, мягко говоря, сомнительными результатами анализов на белок и клейковину. Поэтому приходится возить зерно в соседние районы, туда, где есть и приемлемая цена, и выгодные тарифы на услуги.

По словам агрария, проблема хранения и подработки зерна — очень болезненная для всей зерновой отрасли района, особенно в уборочную. У многих калачинских хозяйств попросту нет ни сушилок, ни необходимых мощностей хранения урожая. Поэтому вопрос возобновления работы элеватора в полном объеме должен стать приоритетным для власти.

Ну, а власти в свою очередь также оценивают ситуацию вокруг «Калачинского элеватора» как крайне тревожную, чреватую не только социальными последствиями для района, но и очередным коллапсом в случае осенней непогоды.

— Два года мы наблюдаем, как приходит в упадок важнейшее зерноперерабатывающее предприятие района, — рассказал нам представитель администрации Калачинского района. — Сегодня, по нашим сведениям, на элеваторе хранится от силы 5 тысяч тонн зерна, от местных хозяйств зерно на хранение и реализацию не принимается. Фермеры в один голос говорят, что для них нет никакого резона возить на элеватор продукцию: там нет ни цены, ни прозрачной оценки качества зерна, ни возможности положить зерно на хранение с последующей реализацией покупателям. То, в каком состоянии находится предприятие, вызывает у нас большую тревогу.

От представителей «Омского продовольствия» ни разу не прозвучало какого-то внятного объяснения, почему предприятие фактически не работает, и каковы планы на будущее:

— По-моему, эти люди и сами не понимают, зачем им это предприятие, зачем они на него зашли и что они тут делают. Или, что еще страшнее, понимают. Директор утверждает, что вроде бы окончательное решение судьбы элеватора будет принято кредиторами в июле. Но наша аграрная отрасль задыхается без работающего элеватора уже сегодня: это не просто градообразующее предприятие, на котором работало более ста человек очень квалифицированных работников, но и важнейший элемент зернового хозяйства Калачинского района и соседних районов юго-востока области, где вообще нет элеваторных мощностей.

— В нашем районе сегодня работает 160 КФХ и 6 крупных сельхозорганизаций, мы — единственный район Омской области, который использует фактически 100% имеющейся пашни. Растет эффективность растениеводства: средняя урожайность в районе в последние годы не опускается ниже 20 центнеров с гектара. Все больше хозяйств получают урожаи за 30—35 центнеров с гектара. Поэтому вопрос хранения, сушки и подработки зерна стоит у нас ребром. И все мы понимаем, что собственные сушилки, которые сейчас приобретают наши успешные зерновые хозяйства, кардинально проблему не решат.

— Говоря откровенно, мы вместе с крестьянами загнаны в угол. Если случится дождливая осень, мы получим ровно тот же сценарий, что и был в 2018 году: полный коллапс, гниющие зерновые бурты, нарушение всей цепочки, колоссальные потери урожая и катастрофические убытки аграриев. Необходимо срочное восстановление зерноперерабатывающей отрасли района, с привлечением грамотных ответственных инвесторов, которые бы модернизировали существующие элеваторные мощности, вывели бы их на новый технический уровень и масштаб-- отмечает наш собеседник.

«Довести до лома»

Другие участники омского зернового бизнеса в беседе с нами на условиях анонимности предположили, что речь идет о стандартной, много раз реализованной схеме «удешевления актива»: предприятие, принадлежащее обанкротившейся компании, сознательно доводится до состояния, когда его можно приобрести на торгах по самой низкой цене. Разумеется, в интересах «кого надо».

В пользу этой версии говорит, в частности, история с «Центральным элеватором» в Таганроге, также еще недавно принадлежавшим холдингу «Настюша». Это крупное хлебоприемное предприятие с мощностями хранения 80 тысяч тонн зерна, собственными ж/д путями и тепловозами, с собственным выходом к Таганрогскому морскому порту, 7 апреля было продано на торгах некоему посредническому ООО всего за 13 миллионов рублей.

Также задешево уходят и омские активы «Настюши»: например, бывший сибирский офис компании площадью 265,7 кв. м, расположенный в Омске на улице Чохана Валиханова, приобретен за 8,5 миллионов рублей уже упомянутым Денисом Стецким, контролирующим ООО «Омское продовольствие». А в конце прошлого года покупателем «Бессарабского элеватора» (имеющего, кстати, на хранении около 40 тысяч тонн зерна государственного интервенционного фонда) за 27 миллионов рублей стало московское ООО «Эко-Рамбус», в учредителях которого мы также видим до боли знакомую фамилию Сафронова.

В этой связи можно предполагать, что «бенефициар» процесса, прямо заинтересованный в «коматозном» положении «Калачинского элеватора», находится отнюдь не в Калачинске и даже не в Омске. А главное, большие сомнения вызывает серьезность намерений этого «бенефициара» насчет восстановления предприятия. Если бы такие намерения были, то и властям региона, и сельхозпроизводителям давно уже был бы представлен конкретный план развития элеватора, программа модернизации и привлечения потребителей зерна. Вместо этого второй год предприятие живет в «коматозном» режиме: вроде бы оно есть, но его как бы и нет.

Наконец, у этой истории есть еще один важнейший нюанс: «Калачинский элеватор» в своем нынешнем статусе фактически принадлежит государству.

Он находится в залоге у основного кредитора обанкротившегося холдинга «Настюша» — государственного «Промсвязьбанка», опорного банка для госконтрактов и оборонзаказа. И, наверное, государству пора задаться вопросом: а чем, собственно, занимается на элеваторе эта сплоченная компания в составе конкурсного управляющего и «Омского продовольствия»? И будет ли вообще предприятие существовать после того, как «кризис-менеджеры» доведут его до окончательной «кондиции»?

Проблема в том, что продовольственная безопасность каждого региона, его обеспеченность зерном и хлебом в нынешние времена вышла на первый план. Ситуация в этой сфере сейчас тщательным образом отслеживается и наверху — в федеральной власти, и внизу — среди населения. И регион просто не может себе позволить получить предстоящей осенью еще один полномасштабный «хлебный кризис» с разорением хозяйств, перебоями поставок зерна для мукомолов и неизбежным ростом социального напряжения.

Поэтому то, в каком состоянии встретит осеннюю уборку жизненно важное для Омской области предприятие, зависит в том числе и от четкой позиции региональных властей, которым предстоит ответить на простой вопрос: региону нужно стабильно работающее и развивающееся перерабатывающее предприятие, обеспечивающее продовольственную безопасность области,  или — очередной ржавеющий «комплекс складских помещений» в райцентре, печальное свидетельство деятельности «эффективных собственников».

P. S. Буквально во время сдачи этого материала из Калачинска пришла символичная новость, ярко свидетельствующая о том, до какого состояния дошли управление предприятием и безопасность труда: одного из оставшихся работников, работавшего на погрузке, увезли на «скорой» в больницу с тяжелым ущемлением грыжи.

Михаил АЛЕКСАНДРОВ

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru