Юрист Вадим Новоселов считает, что выплаты персоналу из коронавирусных бригад следует делать без условий.
БК55 уже сообщал, что подписан указ о дополнительных страховых гарантиях медикам, работающим с пациентами, у которых диагностировали или подозревают COVID-19.
Напомним: в случае смерти выплата составит 2,7 млн руб., при получении инвалидности — от 2 миллионов до 688 тысяч (в зависимости от группы), при временной нетрудоспособности — 68,8 тыс. руб.
Осуществлять их будет Фонд соцстраха РФ: родным медработника или самому выжившему врачу придется еще доказать, что имеют на них право. А это может оказаться непросто (к примеру, родные омича Сергея Макарьева судились с ФСС за страховые выплаты годами).
Дело в том, что в указе есть формулировки, вызывающие настороженность у экспертов. К примеру, о том, что выплата устанавливается при смерти медработника в результате инфицирования COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей. А если врач или медсестра выжили — то все равно коронавирус у них должен быть подтвержден лабораторно (про пневмонию ничего не сказано).
Расследовать обстоятельства заражения будет, вероятно, комиссия, которую образует работодатель. И хотя, согласно постановлению Правительства РФ № 967, в ней участвуют еще специалист по охране труда, представитель профсоюза, количественный перевес зачастую на представителях работодателя (в данном случае медучреждения).
А для главврача выявление факта, что подчиненный заразился на рабочем месте (к примеру, из-за необеспеченности средствами защиты) может представлять опасность. Сейчас ведь за это уже не только административная, но и уголовная ответственность.
И второй немаловажный момент — COVID-19 не всегда подтверждается лабораторно. Как сообщила РИА Новости доктор биологических наук Анча Баранова, тесты на коронавирус могут ошибочно показывать отрицательный результат… на всех стадиях заболевания. Это — из-за особенностей «ответа» организма на инфицирование. А еще ошибки возможны, считают специалисты лабораторий, из-за неправильной процедуры получения биоматериала и нарушений при его транспортировке.
Получается, доказать наличие у медработника COVID-19 тоже может оказаться непросто.
БК55 поинтересовался у медицинского юриста, директора ООО «Сфера права» Вадима Новоселова, есть ли решение этой проблемы.
— Идеальное решение, на мой взгляд, невозможно. Не только тесты на COVID-19, но и любой другой тест никогда не был и не будет иметь 100-процентной гарантии. И также практически невозможно доказать, что инфицирование произошло именно на рабочем месте, — говорит юрист. — Считаю, что работающим в специализированных коронавирусных бригадах и отделениях (в том числе водителям, санитаркам, уборщицам) выплачивать «похоронные» в случае смерти от COVID-19 следует безусловно.
А требовать доказательств, это именно коронавирус, а не пневмония излишне. Ведь статус этих медработников уже изначально определен как рискованный: их работа осуществляется в условиях намного более опасных и физически тяжелых, поэтому наступление смерти (инвалидности) должно презюмироваться в связи с COVID-19 (наличие положительного теста — решающий фактор).
Медработники из других отделений таким неоспоримым статусом не обладают — по ним вроде как оправданно требование доказать факт заражения именно во время исполнения должностных обязанностей. Но… это почти невозможно…
Наташа Вагнер