Новости. Омск
bk55.ru

Омские службы доверия и социальные центры работают в усиленном режиме

23-05-2020 11:01:36
 Фото: А. Катаев

Сидение в четырех стенах не могло не отразиться на семейном благополучии горожан. СПЕЦПРОЕКТ.

Человек — существо сложноорганизованное. На него в том числе влияют проблемы социума, будь-то экономический кризис или политические «неурядицы». Некоторые переживают психологический дискомфорт относительно легко, другим же необходима помощь и поддержка специалистов.

Коронавирус несомненно нанес удар не только по физическому здоровью людей, но и психологическому. В условиях  самоизоляции, да еще и без финансовой поддержки и гарантий, моральное состояние омичей резко пошатнулось, и, конечно же, это отразилось на внутрисемейном климате. Только самые крепкие семьи могут пережить эти трудные времена без посторонней помощи, но многим она просто необходима.

Редакция БК55 решила выяснить, как в условиях пандемии работают социальные службы, центры и телефоны доверия: как много людей вынуждены обращаться за помощью к психологам. 

Начали рейд с «Центра социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)», который находится  по адресу Комсомольский городок, 15.

Сразу отметили, что здание хоть и не новое, но ухоженное и, скорее всего, не так давно проводился ремонт.

На территории много клумб с цветами и необычный импровизированный «декор» в виде накрытого столика. Посему можно уже сделать вывод, что все продумано, дабы создать атмосферу релакса и домашнего уюта. Встретила нас заместитель руководителя бюджетного учреждения Омской области  Юлия Анищенко.  

От нее мы и узнали, с какими проблемами чаще всего обращаются люди.

«К нам обращаются семьи с детьми, которые попали в кризисную ситуацию, имеющие проблемы с жильём, также семьи, которые столкнулись с внутрисемейным конфликтом, когда не сложились отношения, к примеру, у детей с родителями, и они вынуждены экстренно обращаться к нам. Ко всему прочему, мы оказываем помощь лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций — это пожар, затопление и другие причины. Семьям предоставляется возможность временного проживания, выдаются продуктовые наборы, средства личной гигиены, оказывается помощь в восстановлении документов и что самое главное — это помощь квалифицированных специалистов: психологов, юристов. Сейчас у нас находится всего одна семья, у которой в период пандемии сгорел дом», — поделилась Юлия.

Здесь же вырабатывают новые, максимально эффективные для людей в кризисе методы и практики восстановления.

«Что касается случаев, затронутых пандемией: велика вероятность «рецидивов» случаев, связанных с внутрисемейными отношениями. В ситуации самоизоляции обостряются трудности детско-родительских отношений», — заметила замдиректора центра.

Не стала она скрывать и того факта, что центр оказывает и платные услуги психологов, массажистов и юристов. Сейчас в связи с пандемией такой вид услуг приостановлен полностью.

Поинтересовались мы и судьбами детей-инвалидов, на какую помощь могут рассчитывать сейчас они. Оказалось, что сейчас в центре она «заглохла» — остались только дистанционные формы.

На данный момент помощь психологи оказывают всем подопечным  дистанционно, что не настолько эффективно, ведь общение вживую многое говорит психологу: выражение лица, взгляд, жесты и прочее. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба.

В беседе с корреспондентами Анищенко рассказала, сколько времени уходит на работу со сложными семьями. К этому последовательно привлекают психолога, юриста, специалиста по реабилитационной работе и медицинскую сестру.

Чтобы тщательно разобраться в каждом отдельном случае, уходит довольно много времени, хотя бывают и исключения.

«К примеру, в прошлом году к нам обратилась женщина, которая подвергалась домашнему насилию, и работа с ней велась на протяжении трех месяцев, это самый короткий срок. Итог оказался положительным: сейчас она самостоятельная и самодостаточная», — рассказала Юлия.

Также она отметила, что тяжелых случаев, к счастью, у них зафиксировано немного — всего три.

Однако это вовсе не значит, что выработка новых приемов и методов работы должна остановиться. Среди последних достижений центра — разработка, нацеленная на «перевоспитание» гневливых мужчин.

«Из последних разработок выделяется «Школа по управлению гневом», очень актуальный проект. Она заключается в том, что наши психологи работают с мужчинами, которые используют насильственные методы в общении. Они обучают мужчин ненасильственным методам воспитания в общении с ближайшим кругом. Отработали проект на базе Уголовной инспекции, куда выезжали наши сотрудники ежемесячно. Работали там с мужчинами, чье наказание не связано с лишением свободы», — рассказала нам специалист.

В целом, среди положительных новостей и не подтверждающийся прогноз о нарастании кризиса во внутрисемейных отношениях на фоне самоизоляции семей.

«Что нас радует, безусловно, что критических ситуаций, которые прогнозировали, их у нас нет на сегодняшний день. Родители, наверное, все-таки более сознательные оказались, чем кто-то мог подумать», — пояснили нам в «Центре социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)».

Для тех же, кто все-таки нуждается в помощи, но является «очным клиентом», разработаны методические рекомендации для дистанционной работы.

«В связи с новой ситуацией мы участили занятия на семейном портале Омской области, наши специалисты его активно наполняют — досуговыми занятиями, которые можно применить самостоятельно, без наших специалистов. В режиме онлайн можно задать вопрос психологу и получить дополнительную консультацию», — пояснила нам Юлия Анищенко.

Получив комментарии от заместителя руководителя центра, мы решили пообщаться с психологом службы доверия. Имя и фамилию специалиста афишировать нельзя — таковы правила всей системы. Важнейший принцип работы службы доверия — это оказание круглосуточной помощи по телефону.

«В период самоизоляции участились случаи звонков в нашу службу. Если говорить о статистике, то по сравнению с февралем и мартом этого года их теперь стало больше примерно в 2,5 раза. Самые распространенные  обращения — детско-родительские и межличностные отношения сверстников. Если раньше от проблемы можно было уйти, редко бывая дома, то сейчас уже так не получится. Проблемы не стали другими, но просто обострились, и обращений стало больше», — рассказала психолог.

В наш разговор вступила заведующая отделением помощи гражданам, оказавшимся в кризисной ситуации, Елена Мунгалова.

Она добавила, что еще пять лет назад «горячих линий» по Омску и области было пять, а сейчас на одну меньше, поэтому нагрузка  на специалистов увеличилась — звонков стало больше.

Что же касается сотрудников, то в штате их сейчас 47 — по-прежнему, никого не потеряли.

Увидели мы и основной инструментарий, помогающий психологу наиболее эффективно определить проблему как ребенка, так и внутрисемейных отношений.

Например, с виду обычная игровая оказалась настоящим кладезем для местных работников. Так, по мнению замруководителя социального центра, задание соорудить вместе из кубиков домик может показать, как строятся детско-родительские отношения.

«Да, кажется вроде прикольно так, посидим-поиграем. Но на самом деле психолог, используя это при знакомстве с семьей и занимая позицию наблюдателя, видит сразу же отношения — как мама реагирует на неудачи ребенка, критикует ли, либо поддерживает».

Работают специалисты центра и с сенсорной системой. Для этого в помощь психологу целый кабинет разнообразных интересных «штуковин» — тут и «сухой душ» для расслабления и работы со своим внутренним миром.

«Это работает следующим образом: дается время, чтобы без помощи психолога наедине с собой запустить внутренний диалог, что тревожит, что радует. Действенны и методы работы с песочными картинами и цветовым «самоопределением».

Касательно социальной гостиницы, то это 14 помещений, включая 34 койко-места для размещения, а также пищеблок, душевую и все необходимые удобства. Вот как описывает наш «экскурсовод» систему, заведенную в этом подразделении, под которое выделен целый этаж:

«Семьи здесь могут проживать до 2 месяцев абсолютно бесплатно. 24 часа в сутки здесь ведется работа, есть штат ночного персонала — администраторы, горничные, которые следят за порядком и чистотой, пока другие специалисты отсутствуют. Касательно помещения для готовки, мы выдаем продуктовый набор, то есть сами не кормим постояльцев, а предоставляем возможность для приготовления пищи — установлены холодильники, плиты», — заметили нам.

Проработан вопрос и на случай попадания в эти стены беременных и матерей с грудными младенцами — есть отдельная комната с детской кроваткой.

Обратились мы и к немного другому формату помощи юным омичам: в центре социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда», который тоже действует под патронажем минтруда и соцразвития, работает единственная на территории региона служба экстренного реагирования, нацеленная на «вызволение» подрастающего поколения из лап ужасающих условий. Вот что рассказал нам о деятельности подразделения в столь непростой период глава учреждения Михаил Селезнев:

«Формат по сути не изменился: служба принимает звонки и сообщения от организаций и граждан о разных случаях социального неблагополучия и о детях, которые находятся в опасности. Осуществляем и выезды впоследствии.

Конечно, принимаем, дополнительные меры эпидемиологической безопасности для сотрудников. Речь о тех, что рекомендованы Роспотребнадзором. Ношение масок и перчаток при выезде обязательно. По возможности даже предписано соблюдать социальное дистанцирование.

Уточню, что при нашем центре функционирует телефон доверия, это общероссийская служба. С учетом этого, в нашем штате службы экстренного реагирования 7 человек — заведующий, три специалиста и два психолога плюс водитель. Работу они все продолжают в полном объеме».

Что же касается тех самых страшных прогнозов о всплеске домашнего насилия, руководитель центра отметил следующее:

«Мы действительно ожидали, что, когда люди будут больше находится в четырех стенах, будет и больше острых семейных конфликтов, а значит нагрузка СЭР увеличится. Но по нашим данным, отмечается спад звонков о случаях неблагополучия детей. За 2019 и 2020 гг звонков, которые бы подтвердили случаи жестокого обращения, не поступило. Правда, нужно понимать, что речь только о звонках в нашу службу. Более того, мы отмечаем, что звонков в целом сейчас на порядок меньше, чем годом ранее. Мы это связываем с закрытием образовательных учреждений. Ведь они видели детей в их развитии, наблюдали и могли зафиксировать случаи неблагополучия. Теперь возможность исчезла».

Можно с уверенностью сказать, система оказания социальной помощи по всей стране прошла проверку на прочность в экстренной ситуации. По нашему скромному мнению, на примере увиденного нами можно сказать, что в этой сфере у нас полный порядок — система работает слаженно, мобильно и всеохватно.

Анна Пацула, Евгений Куприенко

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru