В настоящий момент спорные обстоятельства не рождают компромисса.
Сегодня члены комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета получили исчерпывающие данные по результатам мер по переводу помещений на первых этажах жилых многоэтажек в категорию нежилых. Речь, безусловно, идет о развитии бизнеса.
Как пояснил глава Ленинского округа Омска Дмитрий Зярко, за последний год законодательство существенно изменилось. В частности, в мае 2019 в профильную статью жилищного кодекса включили обязательное требование для заявителей, планирующих перевод жилого в нежилое. Речь о приложении протокола собрания собственников жилья, 100% которых должны одобрить вносимые изменения в планировку дома, дабы разместить в нем, например, какой-то магазинчик. Ранее велись споры о том, что главное — заручиться поддержкой тех, чьи квартиры находятся в непосредственной близости от реконструируемых объектов.
Меж тем, в начале года сузился перечень работ, для которых теперь требуется разрешение на строительство — речь об установке пандусов и формировании лестниц, тамбуров или карнизов в цоколе или на первом этаже.
— С учетом внесенных в административный регламент изменений с начала года принято 5 решений о переводе жилых помещений на первых этажах в нежилые. Два в Октябрьском, два в Кировском и один в Советском округе Омска, — подытожил Зярко.
Подобные показатели заставляют представителей бизнеса, которые были специально приглашены выступить экспертами при обсуждении вопроса, хвататься за голову и рвать на себе волосы. Так, Виталий Иванов, один из видных членов областного Союза предпринимателей, подчеркнул, что палки в колеса предпринимателям, которые могли бы гораздо эффективней использовать такой вариант «домашнего» ведения бизнеса, сейчас вставляет рассогласованность при принятии решений минимущества, Росреестра и администраций округов.
— Дело в том, что есть сложности из-за размытой процедуры. Возникают проблемы с Росреестром, у которого отлажена практика отказов. Но они носят субъективный характер. Отказывали в части перевода или переоборудования, если хоть какая-то мелочь не регламентирована на высшем уровне. Пока же нет четкой регламентации, часты случаи таких субъективных отказов.
Он призвал дальше дорабатывать стандарты этих процедур.
— Это необходимо закрепить, чтобы можно было спокойненько инвестировать в бизнес на первых этажах, не нарушая ничьих прав и санитарных норм, — озвучил он одну из основных целей.
Светлана Гоненко из регионального отделения партии «ОПОРЫ РОССИИ» хоть и начала бодро о том, что работа уже проделана «неслабая», но по итогу высветила скорей «минорное» положение дел в обсуждаемой проблеме. Краеугольных камней в омском регионе при переводе в нежилое, по ее мнению, сразу два — чрезмерная «охрана» панельных домов и те самые протоколы с абсолютным одобрением.
— Проблема наблюдается по панельным домам. Постановление правительства Омской области 150-п не ограничивает, в каких домах мы можем делать крылечки. Тем не менее, администрации не выдают сейчас разрешение на перевод в таком типе домов. Почему — совсем непонятно. Эксперты СРО по предложению министерства строительства подготовили свое заключение о возможности устраивать проемы. Никакой опасности в этом они не нашли. Но его не приняли в округах. Это серьезно ограничивает предпринимателей, особенно в период пандемии. Мы же видим с вами, что творится — закрыты крупные площади, предпринимателям, чтобы работать, остается помещение небольшое с отдельным выходом. А мы начинаем делить большие, чтобы работать. Создаем ограничения на пустом месте искусственно, не принимая во внимание постановление полностью. Если разрешим и не будем оспаривать в судах, это серьезно поможет бизнесу — у меня сейчас есть обращение к депутатам, — выступила Гоненко.
Однако ответ от округов был безапелляционным: абсолютный показатель надо выверять, так как переобустройство, по их мнению, уменьшает площадь земельного участка под домом. В общем, пока каждый остался при своем мнении.
— Мы бы уже давно пооткрывали в Омске много мелких магазинчиков, организаций, переехав из ТЦ, ведь инвестиция очень удобная, — завершила свою речь представительница бизнес-сообщества.
Евгений Куприенко