Ситуации, когда владельцы ТОКов, пользуясь покровительством омской мэрии, закрывают проходы, руша другие бизнесы, вызывают огромные подозрения.
Недавно практически все омские СМИ распространили фотографии торгово-остановочного комплекса на остановке «Площадь Ленина» в сторону ж/д вокзала. Это безобразие вызвало вал негативных комментариев. Во-первых, перекрыли доступ к навесу, под которым людям удобнее прятаться от дождя. Во-вторых, перекрыли доступ к торговым объектам предпринимателей, имеющих действующие договоры аренды с городом.
Изучив конкурсную документацию, я увидел, что данный объект должен был появиться на этом месте только в мае 2021 года. Что удивительно, ТОКов, которые появились раньше срока, указанного в подписанном с муниципалитетом договоре, оказалось около 40. Помимо «Площади Ленина» это:
- «Поворотная» (в сторону Дмитриева) — август 2022;
- «Ж/д вокзал» — май 2022;
- «КДЦ «Кристалл» (в сторону центра) — ноябрь 2022;
- «ДК им. Малунцева» (в сторону «Садко») — ноябрь 2022;
- «Площадь Лицкевича» (в сторону Магистральной) — апрель 2022;
- «Городок Водников» (в сторону Нефтяников) — июль 2021;
- «Городок Водников» (в сторону центра) — январь 2023;
- «Голубой огонек» (в сторону площади Ленина) — август 2022 и др.
Наверное, хорошо, что их поставили раньше срока, только вот функцию свою как «теплые остановки» они не выполняют. Например, на остановке «КДЦ «Кристалл» ТОК стоит в отдалении от дороги и существующей остановки. На «11-й рабочей» в сторону центра «теплая остановка» также находится в самом конце, где транспорт уже не останавливается.
И таких примеров много.
Интересно еще и то, что занимающиеся размещением «теплых остановок» предприниматели грубо нарушают условия конкурса, не устанавливая ТОКи на некоторых остановках. Хотя в конкурсной документации есть и адреса, и сроки. Например, это:
- «Торговый город» (в сторону 11-го микрорайона) — август 2019;
- «Самарка» (в сторону выезда из города) — август 2019;
- «3-я Енисейская» (в сторону центра) — август 2019;
- «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ» (трамвайная) — август 2019;
- «Лизы Чайкиной» (трамвайная) — август 2019;
- «Магазин «Весна» (в сторону Николаевки) — ноябрь 2019;
- «ДОК» (в сторону Николаевки) — август 2019;
- «ДК «Химик» (в сторону Энтузиастов) — сентябрь 2019 и т. д.
Это только то, что я увидел.
Пытаясь разобраться, почему так получилось, я наткнулся на постановление администрации города Омска № 324-п от 09.06.2020, подписанное мэром Омска Оксаной Фадиной. В нем есть интересный пункт, который звучит следующим образом:
«если торгово-остановочный комплекс размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, где фактическое количество пассажиров, ожидающих пассажирский транспорт на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, не превышает 100 человек за сутки в расчете на каждый из установленных торгово-остановочных комплексов, расчеты выполняются натурным обследованием или с применением технических средств фотовидеофиксации».
А внесен это пункт в постановление № 1812-п о порядке размещения НТО на территории города Омска. Благодаря этому теперь разрешается получать компенсационные места под ТОКи в других местах при малой проходимости остановок.
При этом, по моей информации, такие заявки уже поданы в администрации округов. Так, вместо «Самарки» «Капитал-Строй» хочет установить ТОК у «Метро-Молла», а вместо «ДОКа» — у «ДК им. Малунцева». Стоп, а как же конкурс? Кто позволил менять условия конкурса? По логике, за пропущенные сроки предпринимателей должны были как минимум оштрафовать, за счет чего пополнить бюджет. Но нет, никто этого не делает. Как поверить в то, что с остановок «Самарка» или «ДК «Химик» уезжает менее 100 человек в день? Я не знаю. Равнозначная компенсация? Не думаю.
Да и сам факт того, что жители окраин города не получат теплых остановок, не красит ни организаторов, ни победителей конкурса.
Поэтому все ситуации, когда одни предприниматели закрывают проход к другим, не соблюдая указанный в договоре срок, вызывают огромные подозрения. Почему одни ведут себя как хозяева жизни, мэрия ради них подписывает постановления, не штрафует за нарушение сроков, а дает вставать, когда и где они захотели? Другим, более мелким предпринимателям, рушат бизнес, перекрывая к нему подходы.
Почему пошли на такой экономически невыгодный формат для города?
Для примера: в этом году одно место под установки павильона около 126 кв. м в ЦАО разыграли за 5,6 миллиона, а более 9000 кв. м под ТОКи разыграли чуть больше чем за 26 миллионов. Причем обычные места под НТО разыгрывают на 5 лет, а под ТОКи на 7 лет.
Вот что говорит владелец сети киосков по продаже печатной продукции Алексей Бобошко в интервью БК55:
«Поэтому омский бизнес пытается призвать и мэра, и губернатора не добавлять в негативный список еще одну строчку — о том, что малый и микробизнес Омску не нужен. В случае, если их не услышат «дома», будут предприняты уже разработанные дальнейшие шаги, о которых пока рано говорить».
В общем, темных пятен в этой истории много. ФАС и прокуратура, кажется, закрывают глаза. Мэрия, очевидно, дала коммерсантам, устанавливающим ТОКи, зеленый свет делать все, что они захотят. Посмотрим, что будет дальше. Сможет ли мэрия навести порядок с ТОКами, не нарушая права других предпринимателей, и заставить установить человеческие остановки там, где это положено по конкурсу, — покажет время.