Чтобы вывозить отходы 4-го класса опасности в Тюмень или Новосибирск. За чей счет?
В прошлый понедельник в здании ТГК-11 в экстренном порядке были организованы общественные слушанья по вопросу изменения разрешенного вида использования городских земель, которые эксплуатирует ТГК-11. На месте золоотвалов ТЭЦ-3, которая уже несколько лет, как переведена на газ, планируется создать «площадку временного накопления недожога извести».
Я узнал о них, докопавшись на сайте горадминистрации на глубоко зарытое постановление об их проведении. То есть проводились они, как большинство таких мероприятий, «для галочки», присутствовали лишь работники ТГК-11, представители проектировщиков и мэрии, да с десяток студенток, которые пришли «по разнарядке» и, по моим впечатлениям, вообще не имели представления о предмете обсуждения.
Естественно поэтому, что ни у кого, кроме меня, вопросов к организаторам не было. Хотя тема прелюбопытная. Вот только несколько фактов.
Недожог извести, по мнению авторов проекта, — отходы 4 класса опасности. На самом деле бывают от 3 до 4 класса в зависимости от количества тяжелых металлов в составе вещества. Накапливаться на территории города этот «недожог извести» будет не более 11 месяцев, а потом его должны куда-то вывозить.
Сейчас на месте будущей «площадки для накопления» находится зола, лежащая тут с бог знает каких лет. По проекту, ее должны собрать и увезти… куда-то. Как выяснилось, на данный момент на территории Омской области нет ни одного полигона, который мог бы принимать промышленные отходы 4 категории опасности. Значит, повезут в Тюмень или в Новосибирск.
Вы представляете, сколько будет стоить транспортировка тысяч тонн старых отходов на сотни километров? А ведь заплатим за нее мы с вами.
Расходы на освобождение территории и на строительство самой площадки финансируются за счет инвестиционной программы ТГК-11. То есть автоматически будут «зашиты» в тарифы на отопление и электроэнергию. Мы еще и заплатим за то, чтобы вместо одной промышленной свалки на территории города появилась другая, еще более агрессивная.
Что представляет из себя сам проект? Это — яма в земле, на дно которой настилается «мембрана» — толстый полиэтилен. На нем — 30 см песка, а сверху сыпется пресловутый «недожог». Который, по закону, через 11 месяцев нужно будет вывезти. Как? А очень просто. Вычерпывается ковшом экскаватора и грузится на машины. Только вот габариты ковшей — до полутора метров. Стоит экскаваторщику хотя бы раз «зевнуть» — он пробивает 30 см песка, порывает мембрану, и отходы 4 (или 3?) категории опасности начинают поступать вместе с осадками в почву, в грунтовые воды. И вся это радость — на территории города.
В общем, представленный проект «корыта с недожогом», на мой взгляд, достаточно сырой.
Но самое интересное не это. Слушанья состоялись в понедельник. А в четверг губернатор области Александр Бурков выступил с посланием, в котором в том числе сказал:
«Приоритетные задачи — это реализация проектов в сфере обработки и захоронения ТКО, работа по ликвидации закрытых свалок в Советском и Центральном административных округах г. Омска и Любинском районе, а также подготовка проектов еще по 5 свалкам».
Может, слушанья для того и проводились в таком срочном порядке, чтобы после послания говорить о необходимости «зашить» в тариф расходы на перевозку золы, которую вполне можно переработать, как-то неудобно?
Да, и еще одна цитата.
22 сентября прошло заседание рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика». Ее руководитель Сергей Цивилев подчеркнул, что сейчас в России в золоотвалах накоплено порядка полутора миллиардов тонн золошлаковых отходов, включая золошлаковые смеси, золы-уноса, шлаки, образуемые при сжигании твердого топлива. Это делает вопрос их эффективной утилизации особо актуальным.
На заседании говорилось также, что в России уже в 2021 будут запущены пилотные проекты по переработке золошлаковых отходов. А мы, получается, будем возить золу в соседние регионы, да еще при этом вытаскивать из карманов рядовых граждан деньги на эти, по большому счету, бессмысленные расходы?