Новости. Омск

В Омске восстанавливали исторический портрет Ермака Тимофеевича

Фото: rugrad.eu

Ученые обсудили роль сибирского казака в судьбе России. 

В конце января 2021 г. в Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина в дистанционном формате прошел круглый стол «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов».

Главный организатор мероприятия — Тарская епархия Русской Православной Церкви. Также одним из инициаторов этого обсуждения стал писатель Василий Дворцов.

Всего же в дискуссии, занявшей более четырех часов, поучаствовали 25 специалистов по сибирской тематике.

Эта тема была выбрана неслучайно. Ведь в наши дни все чаще можно услышать обвинения этого исторического деятеля и его соратников в захвате чужих земель, истреблении коренных народов, насаждении чуждых российских порядков и «других смертных грехах».

Как отметил кандидат исторических наук Алексей Конев, в Сибири нет более известной фигуры, чем Ермак.

«Первоисточников сохранилось немного, наши знания опираются на летописи, которые были составлены спустя существенное время после самого похода. Одна из летописей до нас дошла в составе кунгурского летописца, которая была обнаружена Ремизовым и проиллюстрирована им.

Архиепископ Киприан, будучи человеком книжным, при устроении Тобольской епархии обратился к сподвижникам Ермака. Казаки по просьбе владыки Киприана составили, так называемое, написание. Оно до нас не дошло, не сохранилось, но следы его мы видим в синодике, который был сделан на основе этого написания.

В 1636 году знаменитый Савва Есипов, опираясь на синодик, составит знаменитую Есиповскую летопись. В ней поход трактуется как Божиим промыслом свершившееся предприятие, смысл которого состоял в том, что победа Ермака и его дружины над сибирским ханом состоялась, дабы привести этот край под скипетр держательства православных русских царей», — сказал ученый.

Алексей Конев подчеркнул: к слову «колонизация» он относится вполне нормально. Ведь оно обозначает заселение, продвижение, освоение.

Доктор исторических наук Дмитрий Володихин уверен, что поход Ермака был масштабной разведкой боем, которая привела к обвалу вооруженных сил Сибирского ханства.

«Но закрепиться в Сибири эта линия экспансии, линия казачья, линия «промышленников» не давала. От Ермака Москва получила информацию, что такое Сибирь, какие перспективы она открывает и насколько она России может быть полезна. В середине 1580-х гг., при царе Федоре Ивановиче началось масштабное государственное освоение Сибири, главным элементом которого стало строительство городов. Эти русские форпосты имели значение «якорей России» в Сибири», — отметил историк.

Доктор исторических наук Александр Ярков полагает, что в ХХI веке недопустимо использовать в научных докладах слова-образы «захват», «завоевание». Это терминология досоветского времени, и простительна только ученым и публицистам ХIХ века.

«Сибирское ханство не закончилось со взятием Искера: оно продолжало юридически существовать до 1670 года. И пусть даже не на всей территории Сибири, но по правилам престолонаследия ханы сибирские правили. Хотел бы всем адресовать пожелание: быть внимательным к тому, как изложенный в статьях и книгах процесс вхождения территории Сибири (в варианте «завоевания») воспринимают другие люди.

Необходимо переосмысление роли Кучума и Ермака: это равнозначимые, равновеликие фигуры сибирской истории. Они не были идеальными. Но, пройдя «точку бифуркации» социум в 1560–1580 годах под руководством этих харизматичных лидеров изменил «мир Сибири». С этого момента можно говорить о смене темпоритма сибирской истории», — отметил ученый.

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий в своем докладе подчеркнул: есть образ Ермака в литературе, в науке, есть народный образ, оставленный в фольклоре. И есть образ Божий в самом Ермаке.

«Человек — это не только то, что ему удалось воплотить в своей жизни, но и та цель, которой он следовал. Где-то побеждал, где-то цель оставалась недостигнутой. Но Бог смотрит на сердце человека. И я как служитель Божий, пусть и недостойный, призван Божиим зрением посмотреть на историю освоения Сибири…

Ермак жил в то время, когда иностранцы говорили, что все страны граничат с другими государствами, а Россия граничит с Небом. Если мы хотим углубиться в познание личности Ермака, который вдунул дух Святой Руси в Сибирь, то нужно вдуматься в мироощущение святых.

Преподобный Ефрем Сирин говорил, что исправить в себе грех — это выше, нежели взять город приступом или воскресить из мертвых. А значит для немолодого христианина Ермака и его казаков было важнее победить во внутренней борьбе, чем совершить внешние победы. Для них эти ориентиры были важны при принятии решений. Об этом говорит народный фольклор Сибири. И мы не можем отвергать прозорливость народа.

Суворов сказал: «Победи себя самого и будешь непобедим!» Ермак говорил: «Труса стрела врага достанет даже в Царстве Небесном». Любовь — это жертва. Бывало, казаки поступали по слабости человеческой, но в важных вопросах они руководствовались голосом совести, жертвенностью и любовью. И потому освоение Сибири отличалось от колонизации Америки и тем более Африки. Именно этого европейские историки простить нам не могли, что отразилось в их сочинениях. Мы должны это учитывать, формируя образ исторических событий и личности Ермака», — заключил епископ Савватий.

Что же касается еще одного инициатора обсуждения, писателя Василия Дворцова, он уверен: при царе Иване Грозном не могло быть никакой частной промышленной воли.

«Ермак не мог быть казаком-разбойником, потому, как закончив задание боевое, он перешел к решению управленческих задач, сделав из казаков чиновников. Ермак даже погиб, потому как спешил на помощь к бухарским купцам, которых кучумовцы не пропускали на Русь. Он решал государственные задачи…

Орда, собираемая Кучумом на основе воинской силы, была уже архаикой. Судьба государственных образований, которые оказались между двух мощных цивилизационных очагов — примыкать то к одной стороне, то к другой. Яркий характер, сильный человек, жесткий… не ломающийся…. Но он опоздал: империи уже не строились саблей. Кучум сумел поссориться и с Москвой и с Бухарой. И как правитель стал для них нелегитимен. Поэтому никаких перспектив на самостоятельность у Сибири не было. Была Земля, не было Царства», — резюмировал писатель.

В заключение можно сказать, что все участники отметили очень высокий профессиональный уровень прозвучавших в ходе обсуждения докладов. Эти исторические исследования, как отметил кандидат исторических наук Александр Селезнев, проведены с высочайшим уровнем качества.

«Если говорить об этносе Ермака, совершенно очевидно, что образ смещается из исторической плоскости, из плоскости реального исторического деятеля Ермак становится предметом антропологического исследования в смысле социокультурной антропологии. Ермак — это символ, образ, миф, легенда и предание. Реальная биография требует исследования», — заключил омский ученый.

В ходе обсуждения прозвучали предложения о развитии межрегионального сотрудничества учёных и практиков сибирского и других регионов России в деле сохранения исторической памяти об освоении Сибири и её первопроходцах.

Следующее подобное мероприятие намечено на апрель. А в августе–сентябре Тарская епархия планирует пригласить специалистов по сибирской тематике на круглый стол уже в традиционном, очном формате на площадке духовно-патриотического центра «Застава Ермака» (с. Екатерининское Тарского р-на) в рамках исторического форума «Пространство Сибири».

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

5
3
dmitriy16.02.2021 17:55:18
с какой стати Ермак стал сибирским казаком ---и далее состязание в словоблудии--- наша экспансия --- это жертвенность и любовь --- а их --- кровь и слезы)))))
3
6
Василий17.02.2021 08:09:24
Ермак (Ермек) - предатель татарского народа, купленный олигархами Строгановыми, если говорить современным языком.
0
0
Олимпийский чемпион по написанию комментариев17.02.2021 09:17:38
У получающих турецкие и западные гранты бомбит от Ермака. Им надо показать его кровожадным захватчиком и тырыпыры. Эти ж еще деятели по условиям гранта должны сфотаться с Навальным, чтобы показать шо ребята мы с вами. Они разжигают рознь и выставляют колонизаторами русских. Хотя Кучум предатель, за чьей спиной маячила Османская империя. Откройте документы. Присоединение состоялось еще до похода Ермака, и без сражений. Кучум потом соскочил с темы. И Ермак воевал конкретно против его сторонников. Сын Кучума и другие татары встали на сторону Ивана Грозного. Так что байки всяких там самоназванных Камилей и прочих якобы борцов за татар рассчитаны на необразованных людей
2
4
Пенсионер17.02.2021 10:46:02
Василий, но Строгоновы, я правильно написала, тоже татары из новгородских земель. Что уж сейчас говорить о национальности. Мы все перемешаны, нет в нас чистой крови. Поэтому мы и сильны!!!
2
4
Василий17.02.2021 12:03:58
Пенсионеру (пенсионерке)
1. Не путайте СИБИРСКИХ татар с крещëными тюрками и финно-уграми (основой московитов). Ваши посредственные знания в истории и этнографии не отменяют факт предательства. Даже в этом тексте автор признаëтся, что летописи были написаны позже означенных событий. Следовательно, основная часть этих летописей - додумки и фальсификации.
2. Про происхождение Строгановых (я тоже правильно написал) доподлинно ничего неизвестно. Более чем уверен, что крещëный татарин Спиридон мог вполне быть и вашим предком.
4
1
Штабс-капитан17.02.2021 12:12:47
Против кого собственно воевал Ермак? Сибирское ханство было наследником Золотой Орды, а та, в свою очередь, происходила из улуса Джучи великой Монгольской империи, протянувшейся от Японского до Средиземного моря и созданной колоссальной военной экспансией Чингисхана и его преемников. Ханство не было мирным и дружелюбным, в частности из него регулярно совершались набеги на поселения Пермского края, где с конца 14 века русские жили вперемешку с коми, крещеными в православие благодаря трудам Стефана Пермского. Так крупные набеги состоялись в 1455, 1481 (когда был убит князь Михаил Пермский), в 1505, когда сибирский хан «Чердыню не взял, а землю нижнюю воевал всю, в Усолье на Камском варенцы пожегл, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел и посекл», 1531, 1547, 1572. Именно после набега 1572 года царем Иваном 6 августа было указано Якову и Григорию Строгановым набрать «охочих казаков», остяков и вогулов, «которые нам прямят (то есть верны)» и с ними воевать против «изменников». Почему участники набега были названы «изменниками»? После покорения Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств, в 1555 г. послы сибирского хана Едигера Тайбуги били в Москве челом и просили царя, чтобы он «всю землю Сибирскую взял во свое имя... и дань на них положил». Едигера принимают в российское подданство, и у царя Ивана появляется титул «всея Сибирскыа земли повелитель». Казалось бы, присоединение Сибири, причем вполне мирным путем, уже состоялось.
Но тут в дело вмешалось Бухарское ханство
2
0
Штабс-капитан17.02.2021 12:14:11
а возможно, за новым сценарием стоял Стамбул, имевший влияние на почти все мусульманские государства, соседствующие с Россией.

Кучум, сын бухарского феодала Муртазы и вассал бухарского хана Абдуллы II, с отрядами узбекских и ногайских воинов начинает борьбу против тайбугинов Едигера и Бекбулата. В 1563 г. она завершается в пользу коварного Кучума, который убивает Едигера, вырезает его родню, берет власть в Сибирском ханстве и несколько лет приводит к покорности остяков, вогулов и кочевников Барабинской степи. В 1573 г. «царевич» Маметкул, Кучумов сын, пошел в набег на уральские земли России. Кучум явно имел чингисхановы амбиции и собирался контролировать путь из Азии в Европу, в первую очередь по Туре.

Однако и промышленники Строгановы получают от царя право нанять на ратную службу до тысячи казаков и поставить города по сибирским рекам Тоболу, Иртышу и Оби. В грамоте царя Ивана братьям Строгановым от 1574 г. прямо говорится о необходимости похода против сибирского «салтана», который не дает остякам, вогулам, югричам «наши дани в нашу казну давати» и заставляет их воевать против русских. «А на Сибирсково [хана] Якову и Григорью сбирая охочьих людей, и Остяков, и Вогулич, и Югрич, и Самоед со своими наемными казаки, и с нарядом своим посылати воевати...»

В 1578–1581 гг. Пермь Великая еще несколько раз подвергается нападениям сибирских воинов – во главе их и Маметкул, и мурзы, и вассальный хану пелымский князек; все стараются стереть с лица земли русские поселения.
2
0
Штабс-капитан17.02.2021 12:14:49
Кучум, сын бухарского феодала Муртазы и вассал бухарского хана Абдуллы II, с отрядами узбекских и ногайских воинов начинает борьбу против тайбугинов Едигера и Бекбулата. В 1563 г. она завершается в пользу коварного Кучума, который убивает Едигера, вырезает его родню, берет власть в Сибирском ханстве и несколько лет приводит к покорности остяков, вогулов и кочевников Барабинской степи. В 1573 г. «царевич» Маметкул, Кучумов сын, пошел в набег на уральские земли России. Кучум явно имел чингисхановы амбиции и собирался контролировать путь из Азии в Европу, в первую очередь по Туре.

Однако и промышленники Строгановы получают от царя право нанять на ратную службу до тысячи казаков и поставить города по сибирским рекам Тоболу, Иртышу и Оби. В грамоте царя Ивана братьям Строгановым от 1574 г. прямо говорится о необходимости похода против сибирского «салтана», который не дает остякам, вогулам, югричам «наши дани в нашу казну давати» и заставляет их воевать против русских. «А на Сибирсково [хана] Якову и Григорью сбирая охочьих людей, и Остяков, и Вогулич, и Югрич, и Самоед со своими наемными казаки, и с нарядом своим посылати воевати...»
4
2
Штабс-капитан17.02.2021 12:18:01
Василий, Вы какими источниками пользуетесь? Такими же Камиль, который сидят на турецких грантах через Меджлис, сбежавший в Турцию, и торгующий татарским народом ради обогащения личного? Вы ерунду безграмотную написали. И откровенно ксенофобскую.Занимаетесь разжиганием розни межнациональной.
1
2
Василий17.02.2021 12:36:19
Шмякс-капитану

Ну не всем же копипастить Карамзина, Соловьëва и Ключевского, которые, по заданию российских царей безбожно фальсифицировали историю. В польских, греческих, турецких и китайских источниках (сговорились, видимо, рысааааафобы) совершенно не то написано, что эти чудики пытались донести.
Так что - иди-броди. Купайся в Москве-реке, пока не растворишься.
1
0
Штабс-капитан17.02.2021 12:39:25
Давай напиши нам свои источники. Прочитаем что там написано. Сфотался с Навальным как Камиль, чтобы отметится Меджлису, что деньги не зря выбивают у Турции ради своей деятельности?
2
1
Штабс-капитан17.02.2021 12:41:51
Напиши польские, греческие, китайские и турецкие источники. Откуда они брали данные, чтобы не вышло, что друг у другу переписали. Гражданская война в Сибирском ханстве была. Также как в Казани были сторонники союза с Москвой, и они были в войске Ивана Грозного при штурме Казани. Это общеизвестный факт. С тобой Камиль и Айгуль грантами турецкими делятся хоть?
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru