Нужно быть осторожным в проведении параллелей между, на первый взгляд, похожими событиями в различных странах. Но наблюдается ряд удивительных сходств между протестами в Турции и недавними событиями в России. В частности, как президент России Владимир Путин, так и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган находились у власти свыше десяти лет и намерены сохранить власть в обозримом будущем.
Путин поменялся должностями с нынешним премьер-министром Дмитрием Медведевым, чтобы избежать нарушения конституции, в то время как Эрдоган хочет внести изменения в конституцию, чтобы сохранить свое могущество, когда истечет его третий срок.
Оба ставят себе в заслугу стабилизацию своих стран, каждая из которых пережила политический и экономический хаос в 1990-х, и обоих критикуют за чрезмерную авторитарность. Оппозиция слаба и разделена в обеих странах (хотя, возможно, более продвинута и институализирована в Турции), и у обоих лидеров немного советников, которые могли бы сказать им «нет» (кроме, возможно, вице-премьера Турции Али Бабакана и российского экс-министра финансов Алексея Кудрина).
Протестующие молоды, образованы и живут в городах. В широком смысле, на улицы в России и Турции вышел средний класс. Эти группы не обязательно были политически активными раньше и могут принадлежать как к разным политическим партиям, так и к одной.
Это в большей степени движение гражданского общества, чем политическое движение, и оно организовано онлайн. Протестующие не составляют большинства, и им было бы трудно сформировать совместную альтернативу нынешним лидерам, даже если бы поле игры было свободным. Путин и Эрдоган, возможно, и потеряли часть своей популярности за последнее время, но пользуются наибольшим доверием из всех политиков в России и в Турции.
В некотором роде как Путин, так и Эрдоган стали жертвами собственного успеха. Придя к власти десятилетие назад, они сделали то, что было необходимо. Сильное интервенционистское государство было нужно для стабилизации экономик России и Турции десять лет назад. Но Путин и Эрдоган теперь должны отозвать государства на шаг назад и содействовать экономике и народу вместо того, чтобы доминировать над ними. Это может оказаться непростым делом, но у них нет другого выбора, если они не хотят застрять в пути.
Маркус Сведберг