Директор «Центра экспертизы в области здравоохранения» — о том, как это сказывается на качестве лечения.
Начну с ситуации с приобретением МРТ для онкодиспансера, которая выглядит довольно запутанной: несоответствие технической документации МРТ требованиям аукционной документации, «неожиданное» увольнение экс-главы «Дирекции здравоохранения» минздрава Омской области Виктора Бабикова, отказавшегося принять этот МРТ…
Как составляли аукционную документацию, проводили торги и определяли поставщика МРТ — разбираться соответствующим органам.
Я же понял эту ситуацию так: 24 мая на аппаратном совещании, которое проводил и. о. губернатора Валерий Бойко, нынешний министр здравоохранения Мураховский сделал заявление о том, что МРТ в онкодиспансере начнет работу в срок до 1 июня 2021 года.
В протоколе совещания так и записали — минздраву обеспечить ввод в эксплуатацию данного МРТ до 1 июня.
Но быстро принять МРТ не получилось. Мураховский распорядился принять МРТ — Бабиков отказался. Кто виноват? Да просто, прежде чем обещать заместителю губернатора ввод МРТ, надо было владеть информацией — все ли там в порядке. А Мураховский, видимо, владел этими данными не в полной мере и — пообещал. А потом уже не пошел докладывать зам.губернатора о проблемах с МРТ для онкодиспансера, стал «давить» на Бабикова, чтобы он этот аппарат принял.
Тот — ни в какую! Ему зачем подставляться под уголовку?
В общем, получилось все публично и даже скандально.
Ну, а если взять ситуацию с приемкой не такой «проблемной» медтехники, то мое мнение следующее. Техническое соответствие МРТ должна установить экспертиза, которую должен организовать и провести заказчик. К экспертизе необходимо привлечь специалистов: по закупкам (соответствию 44-ФЗ) и по обслуживанию МРТ. По итогам экспертизы принять решение: либо отменить закупку, либо подписать дополнительное соглашение и произвести монтаж МРТ (повторюсь — в отношении МРТ для онкодиспансера от ВКМТ ситуация иная).
От всех историй с нехваткой медтехники страдают пациенты. Когда отсутствует или неисправно мед. оборудование в специализированных стационарах и поликлиниках — это всегда сказывается на качестве их диагностики и лечения.
И правда, что омские врачи не избалованы возможностью использовать в своей работе с пациентами сложные диагностические исследования. Оборудование в необходимом объеме просто отсутствует.
Я помню, как года четыре назад один ныне действующий главный врач (а в прошлом высокопоставленный чиновник, ответственный за оснащение клиник), путанно объясняя мне причину отсутствия базового медицинского оборудования в поликлиниках и стационарах Омской области, в концовке заявил:
…зато наши врачи умеют лечить руками!
Дальше можно не комментировать.
Медицинские чиновники и бюрократы почти всегда находятся «на разных планетах» с врачом и пациентом, но они всегда почему-то считают себя главными в этой «космической системе».
На мой взгляд, минздрав вообще ничего не должен закупать, у него совсем другие функции и задачи. Например, анализировать и понимать, что закуп товаров и услуг в рамках 44-ФЗ всегда будет выше по цене, чем закуп в рамках 223-ФЗ.
Во всех бюджетных мед.организациях за счет средств ОМС организована работа договорных отделов или специалистов по закупкам. Не устраивает их квалификация — повышайте ее. При необходимости в организации централизованных закупок минздрав может задействовать Главное управление контрактной системы Омской области (ГУКС Омской области).
То есть мед. организации могут и должны самостоятельно производить закупку необходимых товаров и услуг. И нести за это ответственность также должны самостоятельно. И, исходя из этого понимания, принимать решения, направленные на экономию бюджетных средств, упрощение и прозрачность закупочных процедур для своих подведомственных организаций. Или искать и находить дополнительное финансирование на лечение пациентов с COVID-19 и их реабилитацию.
И многое, многое другое…