Об этой «дыре» в законодательстве рассказали охотники и начальник управления охраны и использования животного мира.
В министерстве природных ресурсов и экологии Омской области 17 августа прошла жеребьевка по распределению разрешений на добычу косули и лося. Зачастую в таких конкурсах участвуют люди, которые не имеют оружия, например тещи, жены или соседи реальных охотников. В этой истории, зачем и почему это делается, разбирался Город55.
Еще 28 августа 2014 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации выпустило приказ № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц», в котором прописано, кто и как может получить разрешение на охоту. Так, в пункте 3.1 этого документа прописано, что «выдача разрешений осуществляется физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства». То есть лицензию на добычу охотничьих ресурсов в России может получить любой гражданин страны, у которого есть охотничий билет.
«В том самом приказе Минприроды, под который, кстати, подогнали и нормативные акты Омской области, четко указано, что участвовать в жеребьевке на получение лицензии на добычу зверей и птиц может только человек, который имеет охотничий билет, и там нет ни слова о наличии разрешения на оружие. К примеру, зарегистрировался некий гражданин на портале Госуслуг, получил охотбилет, и все — можешь подавать заявку на участие в жеребьевке. И никого не волнует, есть у тебя оружие или нет. Этим нюансом и пользуются некоторые охотники. Заявления на разрешение зачастую подают тещи, жены, отцы или сыновья, да даже соседи охотников, которые никогда не обращались и не получали разрешение на оружие», — рассказал омский охотник.
С помощью такой хитрости, в разы увеличиваются шансы получить заветное разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
Заявки поданы, жеребьевка прошла, и разрешение, скажем, получила теща некого гражданина, у которого, в отличие от нее, есть легально оформленное оружие. Что дальше?
«С разрешением на добычу на руках эти доморощенные охотники без оружия начинают хитрить. Дело в том, что по закону такие вот тещи, жены и другие «левые» лица обязаны присутствовать в охотничьих угодьях во время охоты, но оружия-то у них нет. Чем зверя добывать? Вот тут и начинается главная хитрость: составляется бумага о так называемой коллективной охоте, где условная теща, выигравшая жеребьевку, значится ответственным лицом, а зверя или птицу за нее будут добывать граждане с оружием, которые и указаны в заявке на ту самую коллективную охоту. И не важно, есть у них лицензия или нет, главное, чтоб они были в заявке, а на охоте присутствовало ответственное лицо. Однако зачастую этот самый ответственный остается дома: мол, кто там, в охотугодьях, будет проверять. Хотя если попадутся на таком нарушении, то нарвутся на штраф», — рассказывает наш собеседник.
Такой охотничий коллектив может состоять и из одного человека, но с ответственным лицом без оружия и при транспортировке охотничьих трофеев.
«Если не попались во время охоты, то все шито-крыто: осталось только оттранспортировать добытого зверя или птицу. Делается это на основании отрывного талона, который прилагается к лицензии. Охотник, у которого наша условная теща ответственное лицо, отрывает этот талончик, указывает в нем лишь дату добычи и едет домой. Остановили проверяющие — не беда, лицензию он не показывает, а лишь предоставляет этот талон. На вопрос, кто добыл, может спокойно ответить: теща добыла. А где она? Вперед поехала, на месте осталась, да хоть по нужде отошла — никто разбираться не будет, главное, что есть тот самый отрывной талон. Вот, собственно, и все — охота удалась», — делится нюансами омский охотник.
Охотники, с которыми удалось пообщаться Городу55, в один голос утверждают, что «дыру» в положении Федерального закона нужно менять и допускать для участия в жеребьевке только тех, у кого есть разрешение на оружие.
Прокомментировать эти нюансы законодательства Город55 попросил начальника Управления охраны и использования животного мира министерства природы и экологии Омской области Андрея Цехмистера.
«Да, действительно, есть такой нюанс. Процедура получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которая именуется жеребьевкой, прописана в законе Омской области об охоте. Там нет никаких требований к заявителю о наличии оружия. Главное, чтобы у гражданина имелся охотничий билет единого федерального образца. Этот момент в какой-то мере выглядит весьма интересным — разрешение на добычу есть, а самостоятельно добыть охотресурсы человек фактически не может, поскольку не имеет оружия. Однако тем самым некоторые граждане просто-напросто увеличивают свои шансы добыть зверя или птицу с участием коллектива охотников. Просто существует такое понятие как коллективная охота. Имя, на которое выдано разрешение, является ответственным за проведение коллективной охоты. Он вносит участников с разрешением на оружие в заявку, и в таком случае законно реализует свое право на добычу, с помощью охотников, заявленных в коллективном списке», — прокомментировал Андрей Цехмистер.
К участию в жеребьевке на отстрел косули сибирской и лося, о которой упоминается выше, допущено 8 037 заявок. При этом с 1 августа 2021 года по 1 августа 2022 года подлежит изъятию всего 544 разрешения на отстрел косули и 152 лося. Сколько этих разрешений уйдет в руки тех, кто не имеет оружия, неизвестно, но такие будут — это факт. Возможно, из-за вот таких псевдо-охотников некоторые граждане с большим опытом, оружием и желанием, могут остаться без разрешения.
Разрешения на отстрел медведей выдают уже в Горьковском, Тюкалинском и Саргатском районах, а в этом году хищников заметили и в Любинском районе. Эта территория граничит с Омским районом. Вероятно, зверям не составит труда добраться и до окрестностей Омска.
Охота на этого животного особой популярностью не пользуется: добывается примерно 30% от заявленных квот. Когда разрешения на добычу попадают в руки случайных людей, этот процент может быть еще ниже. Следовательно могут возникнуть проблемы с регулированием численности популяции этих зверей.