О необходимости завершения строительства Красногорского водоподъемного гидроузла на Иртыше сегодня высказалась заместитель председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко. Накануне вице-премьер и руководитель региона совместно побывали на площадке гидроузла и оценили техническое состояние сооружения.
— Однозначно нужно завершать эту стройку. В нее вложено уже очень много средств, очень много труда. И ещё очень важно то, что у нас меняется климат. Все жители нашей страны в этом году остро это почувствовали. Где-то климат становится очень засушливый. Сопредельные государства, которые работают с Российской Федерацией — Китай, Казахстан, — тоже сталкиваются с изменением климата. И периоды, когда воды будет всё меньше и меньше, будут нарастать. Поэтому решать проблему омского гидроузла нужно, и нужно решать быстро. Я этот проект поддерживаю, — подчеркнула Абрамченко.
Строительство объекта начато в 2011 году при губернаторе Леониде Полежаеве и остановлено в мае 2015 года в связи с введением процедуры банкротства бывшего генерального подрядчика. Стоимость объекта незавершённого строительства составляет 5,6 млрд. рублей, в том числе 3,9 млрд. рублей — средства федерального бюджета. В настоящее время строительная готовность Красногорского водоподъемного гидроузла оценивается в 53%, в его составе -левобережная земляная плотина и её подводящие и отводящие каналы, водосливная плотина, центральная земляная плотина с площадками, инспекционные дороги нижнего и верхнего бьефа. Для поддержания объекта незавершённого строительства в безопасном и безаварийном состоянии до момента возобновления работ он оформлен в областную собственность. На содержание Красногорского гидроузла область ежегодно тратит порядка 50 млн. рублей. Если в ближайшее время не будет принято решение по достройке, потребуется проводить повторное обследование конструкций с возможной корректировкой проектной документации, что повлечет дополнительные расходы.
Губернатор Александр Бурков настойчиво лоббирует проект завершения гидроузла. Необходимость завершения строительства объекта нашла понимание федеральных структур, поддержку Минэкономразвития России и Федерального агентства водных ресурсов. Правительство Омской области подготовило и согласовало заявку на предоставление федерального финансирования.
Так как установленные сроки завершения строительства сорваны, и строительство объекта остановлено, потребовалось внесение изменений в ранее утвержденную проектную документацию. Достраивать сооружение предполагается в два этапа. Первый предусматривает завершение строительства всех основных и второстепенных сооружений Левого берега и судоходного шлюза, инженерных сетей и систем со сроками реализации данного проекта в 2022–2024 годах. Второй этап — строительство русловой низконапорной плотины и создание водохранилища.
Вопрос о выделении региону средств на решение важной задачи — возобновление строительства гидротехнического сооружения — находится на рассмотрении федеральной правительственной комиссии по бюджетным корректировкам. По результатам будет принято решение о сроках, объёмах и источниках финансирования объекта.
По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, сейчас есть несколько новых инструментов поддержки и развития инфраструктурных проектов, в том числе связанных с транспортной инфраструктурой. «Этот проект затрагивает две важные темы. Первая — это водоснабжение города и его будущее благополучие. И вторая — это судоходство по реке Иртыш. И здесь весомая часть поддержки должна быть со стороны федерального бюджета, мы как раз сейчас будем эту тему отрабатывать с коллегами», — отметила Абрамченко.