Расшифровывается она так: Никому, Никогда, Ничего про музей Достоевского не рассказывать!
Эксперты БК55 проранжировали «героев» и «антигероев» минувшей недели в рейтинге «удачников» и «неудачников» общественно-политической жизни Омска.
Авторство этой формулы из трех «Н» корреспондент БК55 назвал «Правилом Вайнермана», по имени директора вышеназванного музея. Эта позиция руководителя музея Виктора Вайнермана, получающего за свои три «Н» солидную прибавку к пенсии в ввиде директорской зарпллаты, как и следовало ожидать, не нашла поддержки у экспертов, списавших с его ТекущегоСчета почти пять баллов…
Увы, это наихудший результат! «Неудачник» Вайнерман опускается на дно нашего антирейтинга.
Напомним, Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского 28 января отмечал свой День рождения, на котором побывала корреспондент БК55 Ева Сорокоумова.
Именно в этот день, 28 января, в 1983 году (тогда регионом руководил коммунист Манякин), и состоялось открытие Музея, разместившегося в доме коменданта Омской крепости Де Граве. На торжествах по этому случаю побывал внук Федора Достоевского.
К нынешнему дню рождения музей, вроде бы подготовивший интересную программу, сделал все возможное и даже невозможное, чтобы отвадить посетителя! Увы, с гостями как-то заминка вышла… Не пожелали они заглянуть «на огонек», а заодно и, поздравив именинника, совершить экскурсию по «музейному подземелью» — «Казарма омского острога», где можно примерить кандалы и каторжную рубаху; книжный квест, где можно узнать интересные факты о Достоевском и новую выставку, посвященную омским литераторам.
Виктор Соломонович Вайнерман, почти бессменный (с небольшим перерывом) директор Музея, пересидевший в этом кресле все омских губернаторов, открывая выставку «Единство противоположностей» (к 125-летию со дня рождения поэта Ю. И. Сопова и 145-летию со дня рождения писателя Ф. А. Березовского) заметил, что на день рождения приходят без приглашения, те, кто любит именинника…
Прозвучало это в стенах пустого дома коменданта Де Граве, еще помнящих Федора Достоевского, прямо скажем, издевательски!
Это на ваши дни рождения, Виктор Соломоныч, пусть ходят без приглашения… Но не в музей Великого Достоевского, где вы, как руководитель, по сути, расписались в своей никчемности… Задумайтесь, вам зарплату платят, за что? Неужели только за то, что на открытии вашего «Единства противоположностей» присутствовало в общей сложности 9 человек, включая директора, ведущих мероприятия и родственников литераторов…
По факту, просвещать было некого…
Увы, большинство омичей, включая и тех, кто по настоящему любит Достоевского или мог бы его полюбить, просто не знают о существовании этого музея, где уже лет двадцать сидит тихо, как мышь в амбаре, некто Вайнерман, с его главным жизненным правилом — не высовываться! Правилом, которое всех устраивает: министров от культуры, губернаторов и олигархов.
И все это, вы только вдумайтесь — в Омске, позиционирующем себя как город Достоевского!
Есть смысл напомнить, что в начале 2000-х прямо на глазах у директора Вайнермана омский олигарх Кокорин снес бульдозером ограду музея: белые столбики были разрушены под основание, а литые чугунные решетки вывезены… Их так и не нашли, хотя правильнее сказать — не искали…
Вскоре, рядом, в десяти шагах от домика коменданта крепости Де Граве, некогда спасшего Достоевского от экзекуции и неминуемой смерти, Кокорин, бизнесмен из полежаевского окружения, под видом общественного здания возвел жилой дом, который нигде ни значился, не проходил ни по одному документу… И в этот незаконно построенный дом-призрак заселили нового прокурора области Спиридонова, Председателя облсуда и других випов.
Что мог сделать тогда герой нашего сюжета Вайнерман? Вызвать милицию? Он это сделал, но страж порядка, развел руками: «Идите прочтите, что там на паспорте строящегося объекта написано!» Виктор Соломоныч пошел…
А написано там было, что стройку курирует лично губернатор Полежаев.
Вот так и были закрыты для интеллигента и писателя Вайнермана вопросы про столбики ограды музея, варварски снесенные в ходе незаконной стройки, чугунные решетки, куда-то пропавшие бесследно… И про уродливое пятиэтажное строение, в наглую возведенное в нескольких метрах от обители Гения…
В 2016-м, это был год 300-летия Омска, БК55 вновь вернулся к больной теме уничтожения исторических памятников, связанных с именем Достоевского… И опять речь о доме коменданта крепости де Граве, в котором размещен музей Достоевского. Зрелище было удручающим: в конец обветшавшее здание, трещины по стенам, обвалившаяся штукатурка, ржавая, протекающая крыша, заросший бурьяном газончик у фасада…
И еще новый уродливый забор из металлопрофиля, возникший в пяти метрах от музея, в котором директорствовал тот самый Виктор Вайнерман: сидел тихо в крохотном кабинетике, пугливо озираясь — как бы чего не вышло?
Как выяснилось, теперь уже другой омский олигарх Морев решил возвести 60-этажный жилой небоскреб на крохотном историческом пятачке уникального архитектурного ансамбля, складывающегося 300 лет вокруг площади Плац-парадов. С одной стороны — старинная лютеранская кирха, с другой — домик коменданта крепости и военная казарма начала 20-го века.
Выяснилось также, что под стройку «а-ля Морев» олигарх снес историческое здание, в котором ранее размещался вытрезвитель и который власти передали музею Достоевского под развитие. «Черные» моревские юристы оформили землю под историческим (!) зданием Омской крепости, в собственность Агрегатного завода, оборонного предприятия, приватизированного в бандитские 90-е.
Любопытная деталь: за уничтожением здания, принадлежавшего музею, молчаливо наблюдали прокурор Омской области Спиридонов из окон кокоринского дома-призрака и наш герой, этот самый, Виктор Соломонович Вайнерман.
Складывалось ощущение, что дом коменданта де Граве, к которому Достоевский приезжал после каторги с благодарностью и за спасенную жизнь, и за возможность заниматься творчеством, по сути, обречен, доживает последние дни…
— Почему не бьете тревогу? — был вопрос директору Вайнерману.
— Я боюсь, чтобы не навредить, — был ответ.
Спору нет, вряд ли Виктор Вайнерман мог предотвратить варварскую застройку олигархами-полубандитами в самом сердце Омской крепости. Не те весовые категории… Но, у писателя Вайнермана, интеллигента советской закваски, согласитесь, была возможность в этом не участвовать?
Просто собрать вещи и уйти… В этом случае он, пенсионер, терял зарплату директора музея, но сохранял Лицо…
И честное ИМЯ тоже.
А вот что думают по этому поводу эксперты БК55:
Гордеева Наталья: Трудно духовно «маленькому человеку» даже на должности директора чего-либо открывать — рот или писать в СМИ, ведь «как бы чего не вышло». Хуже, что областью управляют полежаевы, кокорины, назаровы и другие бедные духовно и морально люди.
Александр Лихачёв: Какой с этого дедушки директор?! Был бы там тот же Шалак — никогда бы не позволили Мореву строить это безобразие со сносом исторического здания. Какой министр культуры — такие и Вайнерманы рядом. Сам я от Достоевского, как писателя очевидно реакционного, далек — но если уж Омск так себя позиционирует — голос директора профильного музея должен быть слышен в культурном пространстве, а от него и шепота нет.
Виталий Поддубиков: Занимая должность эту важно принимать все меры по сохранению важных вверенных объектов. Все ли законные меры предпринял этот этот руководитель? Может он для себя хотя бы ответ дать?
Андрей Рудаков: Первое правило Вайнермана, директора музея Достоевского — никому, никогда и ничего не рассказывать о музее!
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Другие сюжеты рубрики «ТекущийСчет» читайте ЗДЕСЬ.