Почему его популярность не иссякает? Недавно культурной визитной карточке нашего города — Омскому русскому народному хору — было присвоено почетное звание «Академический». Этого звания удостаиваются театры и художественные коллективы за выдающиеся достижения в развитии отечественного искусства.
Хор был основан в 1950 году по инициативе тогдашнего директора Омской филармонии Юровского Юрия Львовича и под руководством Калугиной Елены Владимировны. В местных газетах и по радио был объявлен конкурс на поступление в вокальную и танцевальную группы. Юровский и Калугина кропотливо отсматривали как профессиональных артистов, так и юных талантов.
В результате был создан костяк, положивший начало развитию сильного коллектива.
Юрий Юровский
Елена Калугина/kulturasibiri.ru
К нему впоследствии примкнут будущие звезды музыкального мира песенница Аграфена Оленичева, балейтместер Яков Коломейский, хормейстер Ираида Иванова, заслуженная артистка РСФСР Мария Селиванова и др.
Мария Селиванова
После смерти Елены Владимировны Калугиной хор возглавит талантливый хормейстер, народный артист СССР Георгий Николаевич Пантюков.
Георгий Пантюков/youtube.com
В этом году Омский русский народный хор отмечает юбилеи этих двух великих музыкальных деятелей, стоящих у его истоков.
С самого начала у хора была своя фишка — узнаваемый логотип — пляшущий медведь с балалайкой. Он объездил вместе с коллективом весь мир (от Чехословакии до Новой Зеландии).
Но зарубежные гастроли (которые начались практически сразу же после создания хора) вели не только к большому успеху, но и были связаны с определенными неприятными моментами.
Возле театров музыкантов вместе с восторженными фанатами встречали враждебно настроенные демонстранты, не разделяющие политику СССР, а на сцену к выступающим летели слезоточивые гранаты.
Протестующие у Бостонского симфонического зала
Один из таких случаев описал солист Омского русского народного хора Леонид Шароха в своей книге «Пока крутятся колеса»:
«Сначала все хорошо, зрители с одобрением реагируют абсолютно на все, им нравятся и костюмы, и молодой задор сибиряков, и темпераментные танцевальные трюки. Второй номер — «Полюшко зеленое» — отлично! Зрители аплодируют. Из-за перегородки, установленной в глубине сцены (заранее там устроился), спокойно, вразвалочку выхожу на центр. На мне костюм ямщика, в правой руке кнут:
На тракту на Тюкалинском –
Кони, дуги, бубенцы…
Но что такое? В середине партера зрители вскакивают со своих мест и — врассыпную. Пою дальше:
Это тройки, э-э-х да удалые…
Сам лихорадочно соображаю: что там случилось? Не кнута же, в самом деле, испугались… Но едва продвинулся к левому краю сцены — все понял: в нос ударил резкий, непереносимый запах… В горле перехватило, из глаз слезы…
Как мне удалось допеть — не знаю. Спасло, наверное, то, что бомба была довольно далеко, метрах в тридцати, и от нее доходил только как бы отголосок газа. Больше досталось зрителям. Но и нам с каждой минутой всё труднее и труднее. Особенно тяжело танцорам. Смотрю, Алик Мамонтов после трюка «бедуинский» выскочил за кулисы, как рыба хватает воздух ртом. Тут Зарович догадался — открыл несколько окон за кулисами, потянуло сквознячком, стало чуть полегче.
Алик опять помчался на сцену: замены-то нет, концерт продолжается…».
Тем не менее артисты продолжали гастролировать, а слава их росла.
Артист Омского русского народного хора в Великобритании, 1967 год
Зрители не могли противостоять очевидному таланту омских исполнителей.
К тому же зрителю полюбился талисман команды — медведь, который появлялся прямо посреди представления.
Впервые он появился в 1953-м году в игровой постановке балетмейстера Надежды Надеждиной. В него перевоплощался один из ведущих солистов — Алексей Стручалин. Чтобы слиться с ролью ему пришлось изучить повадки «хозяина Сибири». Новый «участник коллектива» сразу полюбился зрителю разных стран, перетягивая на себя овации зала. До сих пор он незаменимый персонаж во многих постановках хора.
Сейчас Омский русский народный хор обладатель многих наград. Он получил золотую медаль и звание лауреата на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте в 1953 году. Был награжден Государственной премией им. Глинки в 1971 году.
В апреле 2013 года по приглашению Министерства культуры и информации Республики Казахстан коллектив выступал на XX Сессии Ассамблеи народа Казахстана во Дворце Мира и Согласия в Астане.
А появление хора на телепередаче «Вечерний Ургант» в январе 2020 года, не оставило обывателю ни единого шанса проникнуться его творчеством.
Тогда участники коллектива во главе с солистом Валерием Подворным исполнили песню к популярному сериалу «Ведьмак», которую написала уроженка Петербурга Соня Белоусова. Наверняка, ни один любитель сериалов заинтересовался после этого выступления народной музыкой.
Нужно отметить, коллектив всегда отличался чувствительностью к веяниям времени. Его музыка и хореография также умудряются совмещать в себе народные традиции и современность.
фото: omfil.ru/трамплиномск.рф