Вирус Пандоры – пришелец из космоса?

Так выглядит новый вирус
За рубежом сообщили о сенсационном открытии. Ученые обнаружили новый тип вируса гигантских размеров, всего лишь 7% генов которого оказались известными науке. Вполне вероятно, что это говорит о его внеземном происхождении.

Как известно, все живое на Земле делится на три надцарства: бактерии, археи и эукариоты. Вирусы за живые организмы учёные никогда не считали. Вместо этого их называют инфекционными агентами, поскольку воспроизводиться они могут только внутри клеток хозяина. Но недавние открытия учёных, опубликованные в журнале «Science», заставляют усомниться в этой научной догме, - сообщают «Вести.ру».

Первое открытие было сделано в 1992 году, когда биологи обнаружили мимивирус. Он обладал очень крупными размерами — около 500 нанометров в диаметре и 1,2 миллиона пар нуклеотидов. Затем в 2011 году Жан-Мишель Клавери и Шанталь Абержель обнаружили ещё более крупный вирус. Он был найден в ходе анализа образцов, собранных у побережья Чили. Мегавирус (Megavirus chilensis) заражал и убивал амёб.

Открытие мегавируса подтвердилось, когда точно такого же обнаружили у берегов Австралии. Он обладает ещё большими размерами — около 1 микрометра в длину и 0,5 микрометров в ширину, а его геном состоял из 1,9-2,5 миллиона оснований. Под микроскопом мегавирус выглядит как большое тёмное пятно, напоминающее бактериальную клетку. При этом по размерам он даже превышает некоторые эукариотические клетки, что само по себе очень удивительно.

Между тем для вирусов Пандоры (как стали называть новую группу) не характерны признаки, присущие клеточным организмам, таким, как бактерии. Они не вырабатывают собственные белки и не размножаются делением клеток. Тем не менее они обладают несколькими ключевыми генами и у них есть вирусный цикл жизни, - сообщает сайт «globalscience.ru».

Самый интересный случай обнаружения вируса Пандоры (Pandoravirus salinus) рассказал Рольф Мишель, паразитолог из Центрального института при Медико-санитарной службе Германии. Он нашёл гигантский вирус внутри амёбы, которая жила на поверхности контактной линзы женщины, страдавшей воспалением роговицы. "Когда я прочитал работу своих коллег, то понял, что это был пандоравирус. Но я и не предполагал, что вирусы вообще бывают такими!" — цитируют учёного «Вести.ру».

Рассмотрев под электронным микроскопом загадочных созданий, изъятых из организмов амёб, исследователи увидели, что вирусы опустошают клетки хозяина, поглощая белки и ДНК. Из-за их активности разрушается ядро клетки амёбы (или любого другого организма-хозяина), а вирус Пандоры воспроизводится в количестве нескольких сотен копий и оставляет клетку открытой.

Уникальность вируса Megavirus chilensis в его генах: лишь 7% их них были ранее известны науке. "Мы долгое время не могли понять, что это за гены. Открытие этих гигантских вирусов можно сравнить с открытием ящика Пандоры. Мы даже не представляем себе, что произойдет с биологией после более подробного изучения вирусов", - отметил Клавери.

«Globalscience.ru» добавляют, что гипотеза, рассматриваемая учеными в настоящее время, предполагает происхождение вирусов Пандоры от полноценных клеток. В случае ее подтверждения последует следующее заключение: предок гигантских вирусов в значительной степени отличался от предков бактерий, предков архей и эукариотов. Малое число известных генов может свидетельствовать о внеземном происхождении предка подобного вируса.

Игорь Федоров