Но вандализм у нас преступлением не считается. Почему так? Этот вопрос БК55 задает «административным и правоохранительным чинам» Омской области.
Побывав на днях на Аллее литераторов, где якобы всё «очень геометрично и гармонично», как поведал один из омских информационных ресурсов после «реинкарнации» оной, очень уж я захотел произнести другие слова, точнее, повторить сказанное в своё время нашим уважаемым министром иностранных дел: «Дебилы, глядь…».
Но я сдержался — всё-таки, по мнению специалистов, в структуре личности дебила существуют некие ферменты, оставляющие надежду на позывы к рациональной деятельности… Не у всех, но существуют. Возможно, здесь будет уместно какое-нибудь другое слово — не менее расхожее в силу не таких ещё и давних «демократических конверсий» в области воспитания подрастающего поколения, образования и культуры.
В последнее время мои пешеходные «тропы» пролегали вдалеке от этого мемориального места. Пожалуй, после скандальной истории, когда с Аллеи под руководством представителей департамента имущественных отношений Омска вывезли на грузовике памятные камни в честь поэта Вильяма Озолина и писателя-краеведа Ивана Петрова (как равные незаконно поставленным беляшным), мне там бывать не доводилось.
Так вот, на днях получил в «личку» сообщение от поэтессы и калужского тележурналиста Марины Улыбышевой, навестившей родной город:
«Юра, можно как-то помочь Аллее литераторов? Или уж убрать её, если никому не нужно…»
Ну, думаю, всё-таки не ужились «геометрия с гармонией», и тут уж Юра бессилен — прошу прощения за употребление своего имени в третьем лице. Но текст Марины на её странице в сети «Вконтакте» был о другом. Привожу его в сокращении, а желающие могут ознакомиться с ним по ссылке https://vk.com/wall11620416_2312.
Итак:
Давно была я наслышана о чудесном месте города Омска — Аллее литераторов на бульваре сибирского поэта Леонида Мартынова. Видела фотографии и читала множество восторженных отзывов в интернете. И, конечно же, приехав в этом году в город моего детства и юности, где как раз и начиналась моя писательская и поэтическая судьба, я первым делом захотела посетить это удивительное место. <…>
Приготовив камерофон для того, чтобы делать фото и восхищаться, я с благоговением вступила на аллею, которая выглядела очень ухоженно и красиво: зелёные газоны с клумбами, аккуратно посаженные деревья с круглыми кронами, уютные лавочки… Камни разной величины и фактуры с именами — Иннокентия Анненского, Антона Сорокина, Павла Васильева, Роберта Рождественского, Тимофея Белозёрова, Аркадия Кутилова… Каждое имя пробуждало воспоминания, в уме всплывали названия их произведений, строчки…
И вот, наконец, я подошла к лавочкам, на спинках которых располагалась огромная виртуальная библиотека, в ней по куар-коду можно было прочитать редкие книги и по краеведению Омска, и публикации в сибирских журналах, и биографические очерки, и детские книги.
И вот тут со мной и случился тот самый культурный шок, который заставил писать эти строки. Книжные полки с кодами были все исписаны и изрисованы вандалами. В изумлении я переходила от стенда к стенду, на которых упражнялись в «каллиграфии» местные аборигены, и понимала, что этот вандализм случился не сегодня и не вчера. Аллея находится в таком состоянии уже около года!
Кругом текла обычная жизнь, гуляли мамы с детьми, на лавочках отдыхали девушки, на спортивной площадке подтягивался на перекладине парень. Всё было культурно. Никто даже не курил и не распивал пиво. И только КНИГИ были уничтожены. Практически все. Читать их стало невозможно (замазанные куар-коды не срабатывают). <…> Женщина в оранжевом жилете дворника мела дорожку. Поговорив с ней, я поняла, что виноваты в этом два-три подростка из соседних домов, которые приходят сюда регулярно, чтобы безнаказанно продолжать свои художества. И никто не может их остановить. Аллея оказалась бесхозной, нет здесь ни пункта полиции, ни камер слежения, ни охранника…
…В начале Аллеи литераторов — нечто вроде сценической площадки. На тыльной стороне амфитеатра, обращённой к улице Маршала Жукова, — полустёртая неразборчивая надпись, ничем не напоминающую другую, легендарную — на вратах платоновской Академии: «Не геометр да не войдёт». Скорее, она похожа на ту, что вот уже пятнадцать лет красуется на заборе, воздвигнутом неподалёку от остановки общественного транспорта «Оазис», что на Левобережье, — «Гусик любит Лосика». Над самой сценой — виселица жёлтых плафонов, на каждом из которых начертаны имена: Роберт Рождественский, Сергей Залыгин, Антон Сорокин…
Правда, некоторые не читаются — мешают, насколько я догадался, чёрные гирлянды с лампочками, сходственные с имитацией колючей проволоки в какой-нибудь театральной постановке…
Тут же вспомнились торжественные слова из речи губернатора Александра Буркова, произнесённой им на открытии обновлённой Аллеи чуть менее трёх лет назад:
«Если есть сцена, будет и спектакль!»
И, действительно, гражданин в голубых шортах с надписью, почти идентичной той, что на упомянутом выше заборе, требовал в телефонную трубку скорейшей доставки то ли сценария, то ли реквизита. Понять его было невозможно. Воистину, как сказал поэт Иосиф Бродский: «Изо рта, сказавшего всё, кроме «Боже мой», вырывается с шумом абракадабра». Ах да, забыл сказать, что моё посещение Аллеи состоялось 5 августа, то есть накануне общегородской «движухи» по случаю 306-го Дня рождения Омска…
…А вот и «стеллажи» с принтами: тут тебе и «Произведения омских литераторов», и «Русская классика», и «Зарубежная классика», «Омск и омичи», «Омская история». Считывай QR-код и читай книгу! Но ни одной книги вы здесь уже не прочтёте: то ли сатанинскими, то ли наркоманскими знаками и «росписями» изгвазданы ВСЕ стенды — будто сворой из семейства псовых каменного века, ещё не одомашненных, но уже умеющих задирать задние лапы для мочеиспускания. Та «женщина в оранжевом жилете» попыталась было вернуть первозданный вид хотя бы одному из стендов, но куда там — стереть аэрозольную краску можно только с помощью химических растворителей. Поэтому с полной на то горькой уверенностью можно утверждать:
Аллея литераторов, в том виде, в каком она задумывалась и воплощена, уничтожена, QR-коды стираются первыми, а загаженные, да, не читаются.
А монстры орудуют, прошу прощения за мой французский, говномётами среди бела дня, уверенные в безнаказанности и подогреваемые поддержкой̆ единомышленников: «Вау, круто! Прикольно!», «Это хайп, детка!». Вот, вижу свежие «петроглифы», вполне годящиеся в качестве иллюстраций для учебного пособия Л. Т. Морозова «Психиатрия в зрительных образах» — краска едва подсохла. О, это же почти единственное место, где «креативные» испражнения дегенератов всё-таки не чёрного, а иного цвета — яиц странствующего дятла. Ну да, вот-вот должен был грянуть праздник — День города…
Действительно, здесь нет полицейской будки и видеокамер (возможно), но едва ли это означает, что ни один сотрудник правоохранительных органов не видел испохабленных стендов и не знает о существовании ст. 214 УК РФ, согласно которой вандализмом называется «осквернение зданий, сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Лиц, совершающих подобные деяния, вина которых доказана, называют вандалами. Российское законодательство причисляет вандализм к преступлениям против нравственности». Неужели омская полиция не в состоянии «вычислить» двух-трёх подонков, тусующихся здесь почти ежедневно?
Конечно, их бы, по-хорошему, выпороть ремнём — прямо на той сцене, где губернатор Омской области обещал спектакль, но, как говорится, «duralex, sedlex», поэтому пусть всё будет по закону. Что выросло, то выросло…
Но одно обстоятельство напрочь отбивает желание ограничиться «отеческой» экзекуцией в отношении инвазированной шпаны. Обходя памятные камни, ни на одном из них, кроме одного, я не заметил следов «изобразительного» паскудства. Речь идёт о камне, посвящённом «Поэтам, не вернувшимся с войны». По мне, так эта беснующая на Аллее сволочь должна собственными языками ликвидировать аэрозольные экскременты, и — родители им в помощь! И такое — уже не прощается.
Да, вот ещё что: я помню другой памятный камень — с именами Бориса Богаткова, Владимира Добронравова, Сергея Добронравова, Николая Копыльцова, Иосифа Ливертовского, Георгия Суворова. Или это тот же самый, только «отредактированный»? Во всяком случае, не отмороженные «тинейджеры», а взрослые дяди не соизволили выбить на мраморе и слова «Великой Отечественной». К слову, создалось впечатление, что устанавливали камни абы как: одни — лицевой стороной к тротуару, другие — к тем самым стендам…
Ну, хорошо, допустим, наши административные и правоохранительные чины ничего не видели и не слышали. Зато они увидят и услышат сейчас, и, надеюсь, наведут порядок хотя бы ко Дню знаний — вернут Аллее литераторов КНИГИ, обновят надписи на камнях (некоторые едва прочитываются), установят личности мерзавцев. В противном случае, кто запретит мне считать их, досель несомненных патриотов Омска, охранителями вандалов? Или произнести сакраментально-историческое: «Дебилы, глядь…».
Всё-таки не только позывы к рациональной, сиречь созидательной деятельности, но и сама такая деятельность — перманентное состояние души чиновника.
…А коричневого цвета сооружения, чьи опоры также были обвиты имитацией колючей проволоки, напомнив своей «геометричной» архитектурой полые эшафоты, на которых сжигали тела индейских вождей, никаких литературных и, страшно сказать, политических ассоциаций почему-то не вызвали.
Вероятно, эта тема — для другого разговора…