Новости. Омск

Игорь Коновалов: «Роль Бухгольца в основании Омска не однозначна, нужно ли замыкать памятник на его персоне?»

Указ подписал князь Гагарин, привез его Матигоров, закончил крепость Вельяминов-Зернов. Непосредственно строительством руководил Каландер. В чем заслуга Бухгольца?

Может кому-то все равно где он живет (главное чтобы неплохо кормили) и им не интересно как возник наш город.

Но те, кому не безразлично, как мы оказались в Сибири, в последнее время часто обращаются ко мне с вопросами о «памятнике Бухгольцу». Чтобы много раз не повторяться, постараюсь ответить всем сразу. Еще должен сказать, что если бы этот проект не рождался келейно и вопросов бы ко мне не было.

Тем более, что меня на эти обсуждения в узком кругу не приглашают. Как в том анекдоте: … не зовут, помнят.

А вопросов возникает немало и у меня самого. Я не случайно в начале «Памятник Бухгольцу» взял в кавычки. Это можно рассматривать как рабочее название. Потому что на самом деле нужно осмыслить кому же или чему памятник. Это уже не первый подход к задаче и уже на начальном этапе возник мировоззренческий вопрос.

Памятник должен быть основателю, основателям или основанию города, как событию?

Поскольку персональная роль Бухгольца в основании города не однозначна, то замыкать памятник на его персоне, мягко говоря, не дальновидно. Уже сейчас есть исследования, позволяющие усомниться в его заслугах, а дальше их будет еще больше.

Чтобы не быть голословным должен напомнить некоторые известные исторические факты, а также сообщить о новых исследованиях.

Весной 1716 г. Бухгольц с остатками своего отряда оказался в устье Оми, отступая из Ямышева. Он не исполнил царский указ (хотя экспедиция изначально была провальной из-за ошибок царя).

Сразу должен оговориться, что к моменту высадки часть лошадей у них угнали джунгары, часть пала с голоду, а оставшихся они съели. Но даже если бы при отступлении из Ямышева у них были лошади, то они не могли увезти их на дощаниках (они сплавлялись из Ямышева по течению на больших лодках).

Так что в устье Оми они высадились без лошадей.

Вскоре после высадки пришло подкрепление из Тобольска во главе с подполковником Матигоровым, который привез указ сибирского губернатора князя Гагарина — отряду Бухгольца оставаться на месте и основать крепость в устье Оми. Вместе с подкреплением отряд Бухгольца строит временную крепость, которая просуществовала всего 1 год. Она располагалась в районе нынешней площади Бухгольца.

Сам Бухгольц, не дождавшись завершения строительства передает командование майору Вельяминову-Зернову и уезжает сначала в Тобольск, а затем в Петербург. Уже на будущий год под командованием майора Аксакова строится построенная крепость. Непосредственно строительством крепостей руководил инженер-поручик Каландер, из пленных шведов.

Ну и кто же из них основатель? Указ подписал князь Гагарин, привез его Матигоров, закончил крепость Вельяминов-Зернов. Непосредственно строительством руководил Каландер. В чем заслуга Бухгольца?

Чтобы этот вопрос в дальнейшем не вставал, мы предлагаем посвятить памятник событию — основанию крепости, давшей начало городу. На пьедестале можно перечислить всех причастных, в том числе Бухгольца.

Тогда и коня можно оправдать.

Памятник событию — это символ. Это может быть собирательный образ воина петровской эпохи. Тогда и споры о коне станут не актуальны. А то мне рассказали забавный эпизод обсуждения. Там спор зашел о породе коня. В эскиз-модели конь получился крупный и упитанный. В оправдание этому выдвинули версию, что конь артиллерийский, потому что Бухгольц был артиллеристом. Действительно на марше лафеты с орудиями тянули тяжеловозы.

Но офицеры не ехали на них верхом. Верховыми на них были солдаты для управления лошадьми.

У меня была своя идея как увековечить основание крепости. Я ее уже как-то высказывал. Интереса она не вызвала. Тем не менее хочу поделиться. Я предлагал запечатлеть момент высадки в устье Оми.

Для этого на площади Бухгольца со стороны Оми на береговом откосе разместить скульптурную группу (без коней).

Бухгольца изобразить уже поднявшимся на площадь, лицом к площади и указывающим место закладки крепости. За ним на берег поднимается Каландер, держащий в руках развернутую карту. Он может смотреть в сторону Иртыша — на запад. За ними на откосе поднимаются солдат и казак. Казак может стоять опершись на ружье и смотреть в сторону Оми — на север. Солдат может нести знамя и смотреть вверх по течению Оми — на восток. Такая композиция обеспечит интересные ракурсы восприятия со всех сторон.

Для меня важно, что она может исторически достоверно отражать событие.

Но моей идее, видимо, не суждено сбыться. Хотя у конной скульптуры в отличии от моей идеи есть один недостаток — неравноценные ракурсы восприятия. Кто подойдет к ней сзади вынужден смотреть коню под хвост. Поэтому, чтобы акцентировать основные ракурсы восприятия коня нежелательно ставить в центре площади. С этим все согласились. Его решили сдвинуть к жилому дому, лицом к Речному вокзалу. Но решение одной задачи создает другую.

Для такой установки памятника нужно изменить организацию всей площади. Но если уж решили встать на этот путь, его нужно пройти до конца.

Теперь о «шаре». Одно из его преимуществ, что он круглый, поэтому все ракурсы восприятия равноценны и он мог стоять в середине площади. Его часто называют «Держава». Но для оправдания этого названия на шаре должен стоять крест. Раз его нет, то это название можно считать только условным.

Чтобы давать ему верную оценку нужно знать историю его возникновения. Первоначально на площади вместо колонны с орлом задумывалась скульптурная композиция. Ее автором тоже был В. А. Трохимчук. Но дальше эскиз-модели дело не пошло.

Времена были трудные. Но, как говорил Горбачев, «процесс уже пошел». И тогда тому же Трохимчуку предложили придумать идею временного дешевого памятного знака. Тогда Трохимчуку пришла идея шара, именно как формы имеющей равноценное восприятие со всех ракурсов, потому что место для памятника было заведомо определено в центре площади и под него уже делали благоустройство.

При этом Трохимчук надеялся, что это будет все же достойное произведение, со скульптурными барельефами, выполненное в металле.Но ему сказали, что денег совсем мало. В результате шар получился фанерный, оклеенный стеклотканью, пропитанной эпоксидкой. Вместо барельефов сделали графические изображения на холсте, наклеенном на ту же фанеру.

Понятно, что автора такая реализация его идеи не радовала. Как он сам отнесся бы к дальнейшей судьбе этого произведения, мы уже не узнаем, его нет с нами.

Но опять же потому что шар — форма универсальная и он посвящен основанию города, то он не обязан быть привязан к месту основания. Он может находиться в любом месте города. Поэтому предложение перенести его в Парк 300-летия Омска меня не смущает. Тем более, что этот парк нуждается в появлении каких-нибудь смысловых акцентов. За время существования шар полюбился многим омичам и о его уничтожении никто не говорит.

Правда его перенос не решает задачу его технического состояния. Фанера материал не вечный.

Но в результате обсуждений, чтобы ни у кого не осталось сомнений по поводу коня и в целом по смыслу памятника, решили написать историческое обоснование. Кто будет писать, я не знаю. Главное чтобы из этого не получилось юмористическое произведение.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

17
5
гость27.10.2022 15:33:33
Как я понимаю, конь и всадник уже готовы и их просто нужно где то поставить.Ну а автор скульптуры, конечно, проследит, чтобы его детище не осталось без места.
36
8
гость27.10.2022 15:35:39
Вот только непонятно - почему для Державы денег нет, а для коня есть! Держава более интересна и по содержанию и по форме.
11
5
Игорь27.10.2022 17:32:46
А есть еще скажем так вопрос не об этом а по теме- почему рядом с бюстом С Королева гордости России забабахали стелу основателю KFC и плевать на все. А тут борьба интересов конь шар. Поставьте рядом
14
6
Черенко27.10.2022 17:51:20
Автор, а где про потерю казны Бухгольцем? И про последствия этого? Почему умолчали? Ведь с точки зрения символики сей факт крайне важен именно для Омска!!!
26
7
12427.10.2022 18:24:59
Черенко, потеря казны Бухольцем оказалась роковой и аукается Омску до сих пор. Дело именно в том, что всадник почти готов и надо лишь его поставить, и не куда-то, а вот сюды. Почему сюды - у спонсора спросить надо. Может, он другого места не представляет. Воткнули же игрушечного Петра куда не надо.
У нас не уважается, не учитывается общественное мнение и замалчивается история, а если вдруг есть консенсус, то на него "нет денех". Скульптурная группа выйдет дорога, но она единственно интересная и справедливая.
10
7
Алка Зельцер27.10.2022 18:30:49
гость, вы правы. Почему бы не починить шар, коли деньги у кого-то есть, непонятно. Почему абстрактный символ, универсальный на все времена, надо заменять смешной конкретикой? Это напоминает мне отказ России от конструктивизма в пользу гигантских тошнотных перепевов классики, увешанных пудовой лепниной.
14
5
А27.10.2022 18:53:06
Соглашусь с Коноваловым - непонятно, почему Бухгольцу отводят главную роль. Он был направлен в Сибирь. Инициативы особой не проявил. Служил службу, как и другие.
В этом плане "Держава" более отражает события тех лет. Только шар нужно не чинить, а делать в том материале,в котором автор его задумал.
Зачем тащить фанеру в парк 300 -летия? Там его точно раздолбают.В центре шар хоть на глазах.
5
0
Деревня27.10.2022 19:31:21
гость, 100+
9
4
Юрий27.10.2022 21:39:16
Скульптурная группа, предложенная автором, интересна и по месту расположения, и по замыслу. Но уже больше 6 лет не могут отремонтировать эти набережные...
10
7
)27.10.2022 22:38:41
Простите, но ситуация с "историческими" новоделами уже смахивает на бред... То Петру Алексеевичу дань воздаем, то теперь вот назрела необходимость Бухгольца куда-нибудь приткнуть... Историю конечно надобно чтить, но стоит ли доходить в почитании до маразма?
7
11
Богатырский конь Юлий27.10.2022 23:05:45
Коня надо поставить сверху шара! А бухого снизу пусть как атлант шар держит и будет всем счастье
6
6
главный фрикцион28.10.2022 01:26:44
А конь какой будет-кобыла, мерин или жеребец с яйцами?
7
7
Фима28.10.2022 07:40:01
Всадник или Шар чего спорить , лутше в очередной раз поставим очередное убожество посвящённое Достоевскому …..,
8
5
Тормоз28.10.2022 09:48:37
Я эти исторические факты знал. Но моя точка зрения - что в случае с Омском памятник нужно ставить Бухгольцу. Ну а Если компилировать с другими истерическими фигурами , тогда придётся написать на постаменте -город основан при отступлении . Когда нужен посыл , идея или вдохновение -лучше героизировать Бухгольца и неподсвечивать правду ради будущих поколений омичей , не формировать ущербную “Историю».
6
3
главный фрикцион28.10.2022 10:28:45
Ну вот и Коновалов про конский хвост. Конь Жукова на Манежной площади задрал хвост прямо на Исторический музей. У Медного всадника - в сторону храма(Исаакиевского собора), а неподалёку конь Николая 1-го на Мариинский дворец. Ходят вокруг люди, туристы со всего мира и никого не смущает "ракурс восприятия". Но мы, омичи, тонкие натуры-нас такое оскорбит.
6
5
Черенко28.10.2022 11:53:36
Тормоз, всё будет ровным счетом наоборот. История о реальном Бухгольце даже сейчас не тайна, и поэтому очень быстро просочится в народ, снивелировав попутно и истинных героев, превратя их всех в посмешище.
13
2
Цинь28.10.2022 13:04:32
Шар, если его выполнить как задумывал автор, объект стильный и символичный. В пространство площади вписывается гармонично, хорошо сочетается со зданием Речного вокзала. Вложитесь в этот объект, памятник с конем впишется в другие локации. Но именно с шаром площадь имеет законченный вид.
8
5
Сергей М.28.10.2022 13:23:46
Памятники державным начальникам это, извините, раболепие. Довольно уже их по России поставлено. А вот почему в Омске нет памятников основным вершителям истории Омска с его основания и до 1917 года? Я имею в виду простых стрельца и казака. Вот кто воистину претерпел все трудности и лишения. Шёл и плыл на лодках в незнаемые края, отвоёвывал Сибирь, строил "крепостишки", распахивал и обживал землю. В конце-концов, их кости покоятся под фундаментами многих Омских строений. И если мы не Иваны-родства не помнящие, могли бы поставить в ЦЕНТРЕ памятник казаку и стрельцу.
5
3
омчанец28.10.2022 13:50:56
А кому лаконичная и вполне соразмерная с площадью колонна с орлом помешала? Откуда эта неуёмная страсть к непрестанной смене монументов? Заняться же больше нечем в Омске, только деревья истреблять и бесчисленных памятников новых и новейших наворотить на гектарах жуткой колхозной плитки из глино-грязе-бетона.
6
3
главный фрикцион28.10.2022 14:51:32
Сергей М., А они что по своей воле шли и плыли? Стрельцы и казаки это государевы люди. По приказу "державного начальства".
4
6
Сергей М.28.10.2022 15:05:47
главный фрикцион, они присягали служить царю и Отечеству. И их не гнали как бессловесный скот или рабов.
4
11
Центр28.10.2022 15:29:13
В Омске потому ничего хорошего и не происходит, потому что все обсуждения заканчиваются, как собрания ТСЖ ничем. Надо ставить, строить и не спрашивать никого. Мэр - главный, как решит так и будет.
3
4
Черенко28.10.2022 16:35:58
главный фрикцион, стрельцы да, а казаки воевали за деньги, только вместо денег им разрешали грабить завоеванных. А грабить им было что - пушнину, которой в Сибири было тогда немерено.
7
3
grig28.10.2022 16:40:32
меньше памятников, больше зелени и фонтанов.
3
3
Читал немного28.10.2022 18:41:49
Похоже та , якобы пятиугольная крепость , которая на картинке под буквой "А", была только в проекте. А по факту была только четырёхугольная в районе пешеходного перехода у Яблоньки и плюс треугольный редут, где сейчас пушка стоит.
Вот и поставить этого Бухгольца рядом с пушкой.
5
8
Тормоз28.10.2022 19:21:28
Черенко. Памятнику Бухгольцу - основателю города Омска -быть!
6
2
Черенко28.10.2022 21:57:28
Тормоз, учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
3
6
Сам себе на уме29.10.2022 06:48:53
А, верно. Если уж ставить памятник, то должно быть отражено реальное историческое событие и люди. Бухгольца можно поставить и на улице Бухгольца.Коновалов очень прав. Спасибо ему. Человек года.
0
5
Сам себе на уме29.10.2022 06:51:26
Черенко, если бы не казаки, то тебя даже в проекте бы не было.
0
5
Сам себе на уме29.10.2022 08:06:13
Черенко, и меня, кстати , тоже. Как и большей части тут пишущих.
3
0
Черенко29.10.2022 08:54:14
Сам себе на уме, спору нет - тут бы сейчас проживали аборигены, которые полностью вымерли благодаря в т.ч. и казакам.
0
0
Сам себе на уме29.10.2022 09:46:51
Черенко, ???? Кого имеешь ввиду под "аборигенами" в Сибири на тот период?
4
0
главный фрикцион29.10.2022 11:01:28
Сам себе на уме, А я бы был - татарином, монголом, джунгаром каким-нибудь. И было бы нас много и были бы мы "смуглые и золотоглазые".
0
3
Сам себе на уме29.10.2022 20:07:01
главный фрикцион, блажен, кто верует. Сдался ты джунгарам. Вам ничего не мешает хоть сейчас быть и с татарами, и с казахами и монголами . Не были они аборигенами.Вот лишь бы ⅘поперек и против,как Собчак.
2
1
гость 230.10.2022 21:46:19
главный фрикцион, коня надо поставить попой впритык к шару и вопрос с ракурсом решен!
2
0
Лариса01.11.2022 11:12:37
Я, как житель города Омска, скажу:
1. Есть памятник "Держава" мы к нему привыкли за многие годы, и пусть он стоит на отведенном ему месте.
2. Хотите установить новый памятник, найдите ему новое место.
Очень хочется постоянства!!!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru