После российского кризиса 1998 года прошло 15 лет. Дефолт стал серьезным потрясением, но власти так и не извлекли уроки из него, считают экономисты.
Дефолт 1998 года, вошедший в историю современной России под названием «черный вторник», стал самым тяжелым экономическим кризисом в новейшей истории страны. Собственно технический дефолт, то есть отказ государства исполнять обязательства по своим облигациям, был объявлен 17 августа, а на следующий день вследствие этого шага рухнула экономика страны.
Сегодня непосредственные участники тех событий и экономисты расходятся не только во мнениях о причинах случившегося, но и во взглядах на то, какие уроки были извлечены из кризиса 1998 года. По-разному видят опрошенные DW эксперты и дальнейшее развитие ситуации в России.
Причин много - кризис один
Единодушны специалисты лишь в том, что экономический кризис 1998 года в России привел к таким последствиям, как девальвация национальной валюты (курс доллара по отношению к рублю в течение нескольких дней увеличился в 4,5 раза), резкому росту цен и столь же стремительному падению уровня жизни. Крах крупных банков заставил население России надолго потерять доверие к банковской системе и к финансовому рынку в целом, утверждают эксперты.
Экс-министр экономики, зампредседателя правительства России в 1997-1998 годах, а ныне советник председателя правления «Роснано» Яков Уринсон считает, что кризиса можно было избежать. «Да, этот кризис был вызван политическими, экономическими и социальными противоречиями, накопившимися в России, - заявил Уринсон в беседе с DW. - Но основными причинами стали проблемы в системе организации работы власти».
Научный руководитель НИУ Высшей школы экономики Евгений Ясин, напротив, убежден, что к кризису привело фатальное стечение обстоятельств. По словам эксперта, помимо напряженности российского бюджета и прогрессивного роста долговых обязательств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), дефолт 1998 года был вызван экономическим кризисом, начавшимся в Азии, в частности, в Южной Корее.
Трагедия нефтяной зависимости
Еще одним немаловажным фактором, повлиявшим на развитие ситуации в 1998 году, стало падение стоимости нефти на мировых рынках, считают эксперты. К моменту дефолта баррель нефти марки Urals стоил 7,5 доллара, при этом средняя годовая цена составляла 12 долларов за баррель. Как заметил проректор по инновационному развитию Финансового университета при правительстве России Сергей Сильвестров, 7,5 доллара - цена ниже себестоимости.
Причины столь резкого падения стоимости углеводородов на рынке объяснил председатель Наблюдательного совета Банка ВТБ, экс-министр финансов РФ и бывший глава ЦБ РФ Сергей Дубинин в своей лекции, приуроченной к 15-летней годовщине дефолта. По его словам, в 1998 году многие государства стремились снизить затраты на производство единицы продукции. Достичь этого пытались не путем уменьшения заработной платы, поскольку это повысило бы опасность социального взрыва, а с помощью снижения энергозатрат, поясняет Дубинин. В итоге цена на российскую нефть, являвшуюся одним из главных энергоресурсов для стран Европы, начала стремительно падать, что и привело к катастрофическим последствиям для России, считает эксперт.
На нефтяной трубе как на пороховой бочке?
При этом, по мнению Дубинина, Россия не извлекла урок из дефолта 1998 года, и стране может грозить повторение кризиса. «После экономического кризиса 2008 года весь мир опять ищет пути для снижения затрат на единицу продукции», - утверждает бывший российский министр финансов.
Яков Уринсон, в свою очередь, не согласен с тем, что на мировых рынках возможно снижение спроса и цены на российскую нефть. По словам эксперта, сегодня страны Европы постепенно выходят из кризиса и их потребность в энергоресурсах естественным образом возрастает. А нестабильность на Ближнем Востоке делает российские углеводороды почти незаменимыми.
Евгений Ясин также полагает, что вероятность снижения цены на нефть в ближайшее время крайне мала. «Причиной падения стоимости продукта может стать только снижение спроса на него, а в нынешних обстоятельствах это маловероятно», - заявил экономист в интервью DW. Более того падение цены на нефть для России сегодня стало бы, скорее, благом, нежели катастрофой, уверен Ясин.
Главный урок - реформы
Парадокс заключается в том, поясняет эксперт, что в настоящее время в стране довольно много денег, только используются они крайне нерационально. Потрясение в виде падения цены на нефть могло бы заставить власть пересмотреть свою политику. «Чтобы избежать повторения кризиса, России сегодня нужны реформы: политическая, экономическая и правовая», - полагает Евгений Ясин.
Вот только кризис России не грозит, считает Яков Уринсон. Согласно его прогнозу, 2013 год будет еще тяжелым и экономического роста в России не будет, но вот в 2014 и особенно в 2015 году, которые благодаря сложившейся сейчас мировой конъюнктуре похожи на первые годы после кризиса 1998 года, экономика начнет расти. Однако, подчеркнул Уринсон, это произойдет лишь при условии, что деньги, получаемые от продажи нефти, пойдут не на строительство «очередного стадиона или очередной дороги», а будут вложены в промышленность или сельское хозяйство. Кроме того, обязательным условием успешного развития России, по словам эксперта, является распределение денег не «по команде сверху», а по законам рынка. А этого в стране не происходило ни до кризиса 1998 года, ни после него.
Егор Виноградов