Из-за путаницы новый особнячок признали аварийным и хотят снести.
Омичи Александр и Татьяна Демидовы — из рода знаменитых заводчиков и землевладельцев Демидовых.
— Отец мой родился на станции Часовая, где демидовские заводы. Дед был кулаком: в 1937 году его вместе с беременной женой и двумя детьми выгнали из дома, отдали лишь самовар. И — 10 лет без права переписки. Выжил дед лишь благодаря своему мастерству: его лодки да деревянные наличники домов (сделанные уже после возвращения) ценятся на всю округу. А теперь, получается, история повторяется — нас с женой тоже гонят из построенного своими руками дома, — переживает 61-летний Александр Демидов.
Кирпичный дом Александра и Татьяны — пристройка к 2-этажному деревянному аварийному дому в 1-м Граничном переулке (недалеко от здания администрации Кировского округа).
— Я работала в АО «Мельница». Деревянный дом с развалюхой-пристройкой принадлежал предприятию. Когда там освободилась одна из квартир, мы с мужем попросили ее себе. Получив отказ, обратились в районную администрацию. Приехал ее глава. Увидев у дома целый склад стройматериалов (мужу ими выдавали зарплату), разрешил снести пристройку и построить свой дом по утвержденному проекту, что мы и сделали, — вспоминает Татьяна.
Супруги заказали проект, в соответствии с которым в Кировской администрации вынесли постановление о перепланировке квартиры (пристройка считается квартирой, хотя у нее свой вход и от деревянного здания она отделена).
В ноябре 2007 года был составлен техпаспорт, в который закралась ошибка — Демидовы не уследили, что в общую площадь квартиры не внесли 14-метровую кладовку с верандой. Из-за этого она получилась 50 метров вместо 63-х. Но из-за ошибки помещения никуда не делись, они есть. Сам же дом Александр Демидов полностью благоустроил: есть центральное водоснабжение, отопление. Это полноценный вполне приличный дом с земельным участком, чердаком и погребом, где можно хранить овощи.
Огородом Татьяна с Александром и живут. У нее пенсия 10 тыс. руб., а у него такой же оклад. Коммуналка сейчас обходится в 3 тысячи.
А в квартире, которую администрация Омска им предложила взамен — «трешке» на ул. Завертяева — коммуналка 10 тысяч, на нее уйдет вся пенсия Татьяны. К тому же в многоэтажке тяжело будет с шустрой охотничьей лайкой. Сейчас лайка Вега живет в теплой будке во дворе. Бросить ее при переезде Александр не сможет — собака спасла ему жизнь: — В Муромцевском районе пошли с Таней в лес за малиной — нарвались на медведицу с медвежатами. Зверюга встала на дыбы — и на нас. Я даже подумать ничего не успел, как Вега из-за спины выскочила и давай медведицу за «штаны» хватать. А зад у этих хищников самое больное место. Та и убежала с медвежатами в лес.
Демидовы удивляются:
— Столько людей просят жилье, а эту 3-комнатную квартиру нам дают, хотя нам и здесь хорошо. Зачем это делать? Нас выгонять, а нуждающихся этой «трешки» лишать?
Однако все суды они проиграли.
Деревянный дом признан аварийным еще в 2010 году. Иск от администрации Омска об изъятии жилого помещения супруги получили в 2021-м. При этом никто им до этого, уверяют Демидовы, переехать не предлагал.
В суде Александр и Татьяна просили признать за ними право собственности на домик. Предоставили документы, что в 2001 году райадминистрация вынесла постановление о перепланировке пристройки — она разрешена, выполнена по утвержденному проекту. Есть техпаспорт.
В феврале 2022-го Кировский райсуд им отказал. Его решением домик изъят администрацией Омска. При этом выкупная цена составила 3,3 млн руб.
— Даже самый плохонький дом в нашем районе стоит больше, — говорит Александр. — А такой, как наш, продали недавно за 6 миллионов.
В квартиру на Завертяева они категорически не хотят.
Но проиграли уже и Апелляцию, и Кассацию. Особнячок же теперь в собственности мэрии, которая им и распоряжается.
И мэр вполне может, считают супруги, принять взвешенное решение по их проблеме. Вернуть им домик обратно — ведь строить на том месте никто не собирается.
А 3-комнатную квартиру — отдать нуждающейся многодетной семье.
По совету эксперта БК55, председателя общества потребителей в сфере ЖКХ Александра Лихачева супруги поехали в администрацию Омска записаться на прием к мэру Сергею Шелесту. Но им отказали.
— Сказали, что, коль решения судов есть, ничего не изменить. Мол, бросайте ваше обращение в почтовый ящик, мэр почитает, — говорит Александр.
Поскольку представителям династии Демидовых не удалось рассказать мэру лично, как дорог построенный своими руками дом, БК55 передает их рассказ.
Мы согласны, что мэр Шелест и его подчиненные вполне могут принять решение по дому на свое усмотрение. Какое — узнаем из их ответа Демидовым.