Полтора десятка лет на острие культурной журналистики - юбилейную дату отметила культобозреватель старейшей омской телекомпании ГТРК «Иртыш» Марьяна Киселева. Теледива рассказала БК55, как пришла в культурную журналистику, что считают «горяченьким» в сфере культуры редакторы и почему ее новости идут перед спортом.1998 год. В стране кризис, и выпускница факультета иностранных языков Омского педуниверситета стоит перед выбором: пополнить ряды омского учительства своей юной персоной и научить правильному французскому прононсу учеников или попробовать себя в иной сфере. Не секрет, что в тот период и без того скромные зарплаты педагогов превратились в ничто или просто не выплачивались.
«Я увидела объявление, что в одну из омских телекомпаний в программу новостей с таким «реальным» названием «Конкретно» требовался журналист-мужчина на криминальную хронику. Представить, что я могу это сделать, посмотрев на меня тогдашнюю, было сложно – не мужчина и еще не журналист. Но я пришла на кастинг, и меня взяли. Однако мир криминала счастливо обошелся без меня. Уже первая моя съемка была культурной. Я приехала в Академическую драму, чтобы снять сюжет про премьерный спектакль тогда уже набирающего силу режиссера Анатолия Праудина», - рассказала БК55 Марьяна.
Мэтр встретил молодую журналистку вежливо, на все вопросы ответил терпеливо, не старался доказать, что он умнее, - словом вел себя как профи и джентльмен. Сюжет, к слову сказать, получился хорошим. С тех пор у Марьяны трогательное отношение к творчеству Праудина, как к человеку, давшему «зеленую улицу» ее творческому началу.
Со времен новостей «Конкретно» Марьяна успела поработать в трех телекомпаниях, признавая, что у каждого шеф-редактора есть свои приоритеты в отношении культуры. «Сегодня считается, что просто театральная премьера – это не так интересно зрителю. А вот премьера сквозь, например, призму эпидемии гриппа – и культура, и на злобу дня. Не удивляйтесь, именно так мне пришлось подавать подготовку к новому спектаклю в одном из омских театров. И его примы с удовольствием чистили перед камерой чеснок, рассказывая о «народных средствах защиты от вредоносного вируса», - с оттенком признательности к деятельницам сцены, но, не скрывая улыбки, признается одна из самых улыбчивых омских телеведущих.
К слову сказать, позитивное отношение к тому, что ты делаешь, по мнению Марьяны, залог успеха любого журналиста. Без того, чтобы любить то, чем ты занимаешься, нельзя снимать материалы о культуре. «С творческими людьми бывает непросто. У них характер чаще всего как защитный панцирь. Обращать внимание на выпады в твой адрес не стоит. Лучше просто улыбнуться. Иногда это дается тяжело, но зато вариант беспроигрышный», - советует Марьяна. Не случайно материалы о культуре идут в конце выпуска новостей, перед спортом. И то, и другое обязано заряжать людей положительными эмоциями.
Во время интервью с кинорежиссером Сергеем Соловьевым
Профессия подарила Марьяне встречи с интереснейшими собеседниками - кинорежиссером Cергеем Соловьевым, музыкантом Владимиром Спиваковым, художником Даши Намдаковым, актрисой Людмилой Гурченко, театральным режиссером Львом Додиным. Всех талантливых людей, с которыми сводила судьба культурную новостийщицу, и перечислить трудно. Увы, не все, сказанное ими, входит в телесюжеты.
С художником Дамиром Муратовым, Ларисой Тимковой (музей «Искусство Омска») и Фаридой Буреевой (музей имени Врубеля)
Со знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным
С известным скульптором Даши Намдаковым во время интервью на фоне его работ
«Слишком узкие новостные рамки, короткий хронометраж, особый формат. Более развернутые материалы я стараюсь давать в своей программе «Культурная суббота», которая выходит несколько раз в месяц, как понятно по названию, по субботам. А вот совсем не телевизионные вещи теперь появляются в моем блоге. Его я назвала «ТелеВидение: реалии провинциальной журналистики», - поделилась с БК55 Марьяна Киселева.
А реалии таковы, что, как правило, в телевизионной культжурналистике молодые кадры не задерживаются. «Мне повезло: я застала то поколение «советских» телевизионщиков, когда существовало четкое деление на жанры, и рубрики вели профессионалы. Сегодня от журналиста требуют универсальности, и с одной стороны – это хорошо, глаз «не замыливается», а с другой - часто приводит к выхолощенности материалов. Или к «ляпам». Так что бывает и смешно», - считает Марьяна Киселева.
Виталий Маевский