1 апреля исполняется четыре года с начала реализации на территории Омской области положений Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что в народе называется «мусорной реформой».
Как и всегда, когда внедряется что-то новое, кто-то «за», кто-то — «против», что-то «зашло» хорошо, а что-то явно пошло не так.
Не идеализируя процессы, которые продолжаются эти годы, в целом остаюсь сторонником проведения «мусорной реформы», так как, во-первых, как раньше более продолжать было нельзя — уже все загадили, во-вторых, уж, по крайней мере, сегодня лучше, чем было на 1 апреля 2019 года.
Есть очевидные «неубиенные» вещи, с которыми не поспоришь. Стояли в частном секторе баки? Никогда. Теперь — стоят. Вывозили в селах отходы — никогда (не считая, что сам народ возил за околицу), а теперь вывозят.
Были хотя бы такие мусоросортировочные заводы, над которыми любят изгаляться некоторые читатели БК — не было, а теперь хотя бы треть отходов сортируют. Можно продолжать, но не это сегодня тема.
Ясно, что есть «косяки» и есть нерешенные проблемы. Тем более, что по сравнению с большинством других регионов, Омская область имела самые неудачные стартовые позиции в виде отсутствия в областном центре полигона — не секрет же, из-за чего тариф такой: что возят в Седельниково и далее по списку за 100-250 километров.
К слову, вот некоторые с грустью вспоминают систему вывоза отходов, которая была до единого регионального оператора. А вы не думали о том, что при той децентрализованной схеме каждая УК самостоятельно заключала договоры, а так как в городе более 100 УК плюс ТСЖ и ЖСК — получалось так, что один грузовик ездил условно в дом № 1, а в дом № 3 другой от иной мусоровывозящей фирмы, то есть, в целом по городу увеличивалась нагрузка на дорожное покрытие, число большегрузных машин на улицах. Теперь эти процессы централизованы, у каждого мусоровоза свой маршрут по соседним площадкам, хоть домов, хоть учреждений, который в электронном виде отслеживается в диспетчерской.
21 июля 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», согласно которому во всех государственных и муниципальных органах, на предприятиях, осуществляющих публичное (то есть, любому заключившему договор) оказание жилищных и коммунальных услуг, положено создавать общественные советы из числа потребителей услуг (для органов власти потребителями являются все жители соответствующей территории) — что, кстати, многими омскими предприятиями сферы ЖКХ игнорируется до сих пор.
Первые годы было не до этого, а 4 февраля 2022 года общественный совет создан при региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит».
Помимо текущей работы, состоящей из ответов на обращения, выездов по жалобам и еженедельного приема в офисе ООО «Магнит» по ул. Декабристов, 45, корпус 1 (часто спрашивают как проехать — это во дворе областной офтальмологической больницы по ул. Лермонтова) по понедельникам с 16 часов по всем спорным вопросам оплаты и обслуживания физических и юридических лиц, — это были и два больших мероприятия: рейд по выявлению незаконных свалок отходов в апреле и коллективных выход с участием депутатов и разного уровня областных и городских руководителей для привлечения «личным примером» омичей к сдаче вторичного сырья.
15 марта 2023 года в 15 часов планируется очередное заседание общественного совета по итогам работы в 2022 году.
Мы заслушаем информацию генерального директора ООО «Магнит» К. Г. Егояна, выступления руководителей Минприроды и департамента городского хозяйства города, а затем все желающие члены общественного совета смогут выступить, задать свои вопросы, высказать предложения.
Так как всегда считал, что все эти общественные органы созданы не сами по себе, а для людей, общественный совет обращается к читателям БК 55: кто желает высказать свои предложения, замечания по улучшению работы регионального оператора, совершенствованию правовой базы. Реальные к исполнению и интересные обещаю — будут заданы заранее руководителю предприятия или приглашенным должностным лицам органов власти. На остальные вопросы дадим ответы в комментариях на БК.
На глупые вопросы и шутникам типа «уменьшить тариф», «закрыть «Магнит» и т. п. отвечать просто не буду, так как времени своего жалко.
Чтобы читатели понимали, о чем примерно идет речь. Летом 2022 года на личный прием и по почте стали приходить люди и обращения о том, что в ряде случаев мусоровозы при сжатии отходов в бункере сливают так называемый фильтрат (жидкость, которая находится в контейнере) прямо на проезжую часть. Если кратко, оказалось, что у некоторых мусоровозов неисправна имеющаяся специальная система для слива этого фильтрата в бак (о ней и я, честно, до этого и не знал), а другие водители, несмотря на инструктажи просто ленились открывать кран — это лишнее время.
По результатам рассмотрения обращений генеральным директором был издан соответствующий приказ, жалобы прекратились.
Вот за такие предложения мы всем будем признательны, как и за конкретные сигналы о нарушениях. Ведь распространенное мнение о том, что «Магнит» покрывает недобросовестных возчиков, идет лишь от некомпетентности. «Магниту», напротив, даже финансово выгодно выявлять нарушения, так как по договорам за это предусмотрены штрафы. Да и вообще, зачем региональному оператору лишние жалобы потребителей?
Естественно, по результатам заседания общественного совета мы ознакомим читателей с ответами на все вопросы, включая заданные вами.
Председатель общественного совета
при региональном операторе по обращению с ТКО
А.В. Лихачев