Они находят хозяев по всей России и в Европе.
Вчера, 30 марта, в России отмечался День ремесленника, посвященный ручному производству и творчеству.
Не секрет, что Омск — город с богатым творческим потенциалом и множеством талантливых людей, своими руками воплощающих в жизнь необычные, прекрасные, уникальные творения. И мы хотели бы рассказать об одном из таких людей.
Дарья Казакова — хозяйка мастерской «Белкин сундук», на протяжении вот уже десяти лет создающая украшения ручной работы из натуральных камней, бисера и металла. Она работает как в формате индивидуального заказа, так и создает авторские тематические серии украшений, а вышедшие из-под ее руки творения пользуются немалой популярностью и востребованностью как России, так и за рубежом.
— Здравствуйте, Дарья, знаю, что по профессии ты бухгалтер, который почему-то занимается украшениями. Почему занялась именно этим ремеслом?
— У меня действительно высшее экономическое образование. Даже какое-то время работала в бухгалтерии. Мне нравилось, но потом я ступила на «кривую дорожку» ремесленничества и в бухгалтерию уже не вернулась… Украшениями увлекалась еще в школе — бисер. Ну, кто из нас не плел фенечки?
А потом случилось так, что я переехала в другой город и как-то случайно попала, я бы сказала в «плохую компанию», но на самом деле нет. Это была отличная команда творческих ребят. Тогда, собственно, в городе Сургуте муниципалитет очень поддерживал развитие ремесленничества и хендмейда. Так все закрутилось. Благодаря этой компании и Центру молодежного дизайна начали проводиться выставки, для которых я попробовала себя в вышивке бисером. Это было для меня новое, что-то очень красивое, то, чем я давно хотела заниматься и попробовать, но для чего не было никого практического применения.
А тут вот оно все и сложилось.
Фото: Александр Мехов
— В этом году у твоей мастерской юбилей — «Белкину сундуку» стукнет 10 лет! Как отмечать будем?
— Я немножко в ужасе от этой цифры. Когда начинала заниматься украшениями, естественно, первое время еще параллельно работала. А потом поняла, что мне это очень нравится, что, оказывается, это можно развивать и, собственно, в какой-то прекрасный момент, я ушла в отпуск и не вышла из него. Вот совсем… И, получается, что буквально в следующем месяце буду очень активно праздновать день рождения своего «Сундука»!
И делать это в социальных сетях.
Фото: Юлия Ковтонюк
— Почему именно украшения и почему такие, по мотивам сказок и мифов?
— Собственно, бисер, с которого я начинала, и увлек меня тем, что очень этничен. Я с детства люблю сказки, разные фольклорные сочинения, опять же разных этносов. В принципе, практически в каждом народе в этических костюмах используется, так или иначе, вышивка бисером. И камни, и бусины из натуральных камней еще до того, как были изобретены химические составы и стекло, в полотне вышивки дают очень красивый сказочный узор. Именно с этого я начинала. Потому очень четко читалось в работах что-то из Бажова, как минимум. Ну и плюс уже потом, когда стала изучать национальные костюмы, поняла, насколько это все близко перекликается.
— Как получилось, что из бисера ты увлеклась медью, да настолько плотно, что сейчас, пожалуй, именно металл лежит в основе «сказочного мира» твоих украшений?
— И это не только медь, пробую и что-то другое, например олово. Мне очень нравятся необработанные камни, дикие и «неистовые» — кристаллы и другие. На самом деле кристаллы — это не единственный вид необработанных камней. Вот стараюсь, по мере возможности, собирать и использовать их в украшениях, поскольку они как раз и дают тот самый замечательный колорит, направленный на проекцию древности…
Опять же, это очень близко к каким-то историческим параллелям, близко именно к тому сказочному миру, который я люблю с самого детства.
Фото: из архива «Белкин Сундук»
— В чем особенность твоего творчества? На сколько я знаю, ты не продумываешь заранее и не рисуешь эскизы?
— В этом смысле я совершенно неправильный мастер… Вернее — я не каждый раз продумываю заранее все детально. Иногда бывает так, что украшение рождается от самого камня, либо от какой-то детали, которая является центральной. Есть общий концепт и по нему я иду. Иногда получается так, что задумываю, например, браслет, а выходит кулон. Я бы не сказала, что в этом прям какая-то особенность, просто у каждого мастера и украшения разные. А все потому, что мы видим по-разному, даже если вдохновляемся каким-то одним миром: книгами, играми или фильмами.
Если мои украшения узнаваемы — для меня это огромный комплимент, если они просто интересны — я и этому бесконечно рада.
Фото: Юлия Ковтонюк
— В чем находишь вдохновение для своих работ?
— Как я говорила ранее, в первую очередь, это, наверное, сказки. Это то, что идет из самого-самого детства. Я в детстве читала массово и масштабно — у нас в домашней библиотеке были эпосы, мифы и легенды совершенно разных народов — и славянских, и европейских, и восточных, и азиатских. То есть все сказки разные, все со своим непередаваемым колоритом, со своим этническим подтекстом. Сейчас пытаюсь это воплотить в украшениях, очень люблю делать украшения-персонажи, то есть — украшения с лицами. Некоторые заготовки лиц из керамики заказываю в других мастерских, а некоторые — полимерные — делаю сама. И благодаря этому у меня, наверное, так много украшений индивидуальных персонажей.
Вот, например, есть шаманская серия, в которой, собственно — шаманы. Ими я тоже вдохновляюсь, как малыми северными народами, так и, допустим, восточными народами, среднеазиатскими сказками.
Фото: Юлия Ковтонюк
— Где-то, наверное, года как два назад увидела свет твоя серия по сказкам Бажова.
— Да, это хозяйка Медной горы, Василиса, Марья Моревна, — и их я делаю не только в меди, но и в бисере, добиваясь идеального сочетания этнического колорита, который дает вышивка бисером и образ персонажа.
— И, конечно же, я не прошла мимо кокошников?
— Кокошники сейчас очень актуальны в городской повседневной моде. Периодически также появляются персонажные вышитые кокошники, но это скорее единичные моменты, каждый из которых со своей историей и посвящен какой-то определенной героине сказок.
Фото: Юлия Ковтонюк
— Какую работу считаешь своим лучшим творением?
— Это вопрос максимально сложный. Знаете — все дети любимые! Есть несколько серий украшений — это персонажи, о которых я рассказывала, драконы, украшения из металла со стеклянными глазами ручной работы от совершенно восхитительных мастеров. И каждую работу я люблю, о каждой из них помню. Есть, в том числе, и какие-то небольшие серии — допустим, грибочки, не сложные, но тоже очень милые, и их я тоже очень люблю.
Фото: Юлия Ковтонюк
Могу назвать, наверное, и самые масштабные свои работы — это большая медная птица, — огромный кулон во всю грудь, который был и спаян, и сплетен, и посажен с камнями. Это работа, которая заняла у меня около, наверное, месяца.
Это был заказ.
Фото: Юлия Ковтонюк
И, еще из масштабных работ — это вышитые колье, тоже большие. Колье-трансформеры, состоящие из нескольких частей, которые можно между собой переключать и довольно просто делать их как большими и парадными, так и более повседневными, чтобы носить в будни. В них тоже входило очень много разных материалов. Это и разные сорта и виды бисера, потому что бисер тоже градируется — есть очень простой, а есть бисер, который стоит ничуть не меньше, чем камни, — и множество камней, и литая металлическая фурнитура ручной работы, и мои какие-то кованные металлические элементы, изготовленные мною лично.
Собственно, это тоже были этнические вещи, например, самое, насколько я помню, большое украшение, это была богиня Исида. Вот оно состояло из трех частей, которые между собой компоновались.
Фото: из архива «Белкин Сундук»
— Как-то ты обмолвилась, что у тебя раньше, когда в бухгалтерии работала, свободного времени было много, а сейчас его нет вообще. А выходные?
— Не могу сказать, что у меня есть конкретные выходные или рабочие дни с девять до шести… Выходные — понятие относительное и, если брать текущий момент, я уже месяц без выходных. Сейчас занимаюсь своей мастерской, а значит впереди еще месяц без выходных, потом дам себе недельку отдыха, и то — если не придумаю новый проект. Грубо говоря, рабочий день начинается с восьми и… до бесконечности, ну, минимум, до десяти.
Процесс работы с металлом многоэтапный. Если, допустим, мы берем медь, то это, как правило, начинается с совершенно плоского обычного медного листа, из которого вырезаются детали и они уже спаиваются. Если нужна оправа для камней, припаивается оправа. Затем это все отбеливается, шлифуется от окислов и остатков припоя, вставляются камни, проводится холодная чеканка при необходимости, затем это все снова шлифуется, потом окисляется химически, поскольку я, как уже говорила, очень люблю исторические украшения, этнические.
Практически все мои украшения, так или иначе, идут в стиле старины.
Фото: Юлия Ковтонюк
— Тебе наверняка говорили, что некоторые из твоих украшений вызывают ощущение будто их только что выкопали из земли, помыли и надели на себя. Как ты относишься к таким похвалам?
— Для меня это действительно лучший из комплиментов — значит считается, что это какой-то древний артефакт. Вот для того, чтобы придать украшению эффект старины, наносится патина, химическое окисление, растворы. Иногда это очень долгие этапы и, как ни странно, они могут занимать несколько дней, потому что патина может быть разная, и где-то больше, где-то меньше, а иногда она бывает и цветная. В общем, это на самом деле такая магия, потому что патина — это отдельный вид искусства.
Затем это все опять шлифуется до гладкости, чтобы не было нигде никаких заусениц, и покрывается лаком. Все это занимает очень много времени.
Фото: Юлия Ковтонюк
Вышивка бисером, конечно, процесс более медитативный, потому однородный. Ты просто вышиваешь, вышиваешь и вышиваешь. Но это тоже бывает очень трудоемким и иногда занимает несколько недель, в зависимости от сложности изделия. Ну и потом, естественно, это все собирается, оформляется в удобную носибельную форму.
Фото: Юлия Ковтонюк
С металлом я работаю, наверное, лет восемь. Первые два года занималась только бисером, а потом так случилось, что перешла на медь и безумно ее полюбила — это прекрасный металл. Сейчас в мастерской появились олово, совершенно другое по характеру. Металл хтоничный, тягучий, плавный — вот прям очень-очень глубинные сказки. Естественно, как для любого металла, и для меди, и для олова, нужны особые инструменты, и вот в течение некоторого количества лет в моей мастерской постепенно появляются новые инструменты, разные интересные специальные штуки для работы, и это существенно облегчает процесс.
Но, тем не менее, все равно все эти этапы остаются очень времязатратными и трудоемкими. Первый инструмент, который у меня появился — это наковальня и молоток, чтобы можно было как-то чеканить металлы и выпрямлять их.
Фото: Юлия Ковтонюк
— Откуда, из каких городов к вам поступают заказы?
— Заказы поступают из разных городов. И некоторые мои украшения отправились в Европу — в Нидерланды, Польшу, Германию, — это то, что я помню. Хотя сейчас это, конечно, реже.
Географию по России даже сложно определить, мне кажется, что уже во все регионы, так или иначе, мои украшения отправлялись, и это очень радует. Иногда езжу на ярмарки, чаще всего, конечно, по Уралу и Сибири, как по самым ближним регионам. Но иногда уезжаю в Москву или в Петербург, в центральный регион. Туда украшения уезжают достаточно часто.
Мои украшения путешествует намного больше, чем я, и я этому очень-очень рада.
Фото: Юлия Ковтонюк
— Есть ли у заказчиков и покупателей какие-то предпочтения или особые запросы?
— Нет, у каждой серии украшений есть свои поклонники.
— Что для тебя означает возможность заниматься творчеством и производством украшений? Почему за 10 лет не появлялось и мысли вернуться в бухгалтерию или другую сферу деятельности?
— Она дает мне возможность создания своего рода новых миров, возможность воплощать сказки в реальной жизни. Оставлять в кусочках металла воплощение фантазий — это захватывает и, по сути, это бесконечный мир, где всегда будет что-то новое.
Фото: Юлия Ковтонюк
Беседовала Ника Керт