А не пора ли Омск, столицу деревень, присоединить к Тюменской Аравии?
07-09-2013 13:54:24
Золотой телец ходит по России, но, к сожалению, омичей в упор не видит. И почему-то никак не удается заманить его в наш пилотный заповедник под открытым небом. Неуютно ему, что ли, в Омске?
Шалый детеныш финансовой Музы так и норовит попасть к тем, у кого пульсирует коммерческая жилка и бьет ключом капиталистическое вдохновение. Например, в Тюмень. Так слегка метафорично я думал на прошлой неделе о банальном богатстве…
Впрочем, обо всем по порядку. В «столицу деревень» начала 80-х я даже на практику не хотел ехать. Вроде всего триста км с тютелькой от Свердловска, но Тюмень почему-то казалась глухим медвежьим углом, в коем за фунт лиха могли сгинуть молодость и карьера. То есть не современным городом, а старым городищем, из которого на чахлые земли-запашки выходят работать служивые и посадские люди. Не хватало еще вместе с ними бродить в кирзачах по дощатым тротуарам над болотами да махоркой окуривать гнуса с комарами. Оно мне надо? В общем, долго жил со странным предубеждением: все в этом административно-территориальном огрызке Омской области плохо, все насквозь провоняло нефтью и газом. Ан нет, дорогие товарищи! Здесь вполне нормально и пахнет большими деньгами. О прошлом напоминает разве что район Старая Зарека, где сохранились вековые дома и строятся коттеджи, стилизованные под старину. Естественно, нет никаких допотопных тротуаров над топями, а есть много хороших дорог, не дураками построенных по последнему слову строительного искусства и дорожной техники. Сам видел и опробовал колесами своей машины.
Лет пять тому назад одна из таких дорог привела меня и моего коллегу Владимира Гранника, омского тюменца, в ЗАО «Племзавод-Юбилейный». Он расположен в Ишимском районе Тюменской области, и если ехать из Омска, то виден издалека, справа, на зеленом взгорье. Глазу открывается этакий пасторально-индустриальный пейзаж, в котором ни за что не угадаешь наличие мастодонта продовольственного рынка. А в том, что предприятие таковым и является, сомневаться не стоит. Загодя получил справку. Здесь замкнутый цикл производства: от собственной сырьевой базы до доставки готового продукта конечному потребителю. Поголовье свиней под восемьдесят тысяч, объем готовой продукции на выходе - свыше 12000 тонн в год, в торговую сеть уходит 120 видов мясных изделий более чем на миллиард рублей. В российском рейтинге лучших сельхозпредприятий агропромышленная фирма занимает 42-е место и входит в десятку производителей свинины. На внутреннем тюменском рынке «Племзавод-Юбилейный» колбасными продуктами прикормил половину потребителей, а мясом, по-моему, добрую треть.
Точные цифры едоков для меня значения не имели. Я поехал, чтобы просто увидеть «красного» директора Николая Мамонтова и непременно послушать его. Чего стоит одна только фамилия! Хотел спросить: не родственник ли он знаменитому на Руси Савве Ивановичу Мамонтову, родившемуся в Ялуторовске, но разговор ушел в глубины рыночной экономики. Не до истории с генеалогией было. Директор весьма обстоятельно, с тонким знанием сути, говорил о своей работе, о моральных принципах, о роли государства в поддержке и развитии частного бизнеса. Ему ли, Мамонтову, не знать этого? Мужик советской закваски успешно управляет хозяйством более тридцати лет. Я знал подобных ему в Омске, но их под корень свели всех до единого.
Мы с Гранником сидели, развесив уши, и на пару строчили в блокноты услышанное. Меня более всего интересовали отношения с областной властью. Николай Тихонович рассказывал, как и зачем его бывший совхоз покупал обанкротившийся Ишимский мясокомбинат. Тюменское правительство помогало чем могло, но взамен требовало от него принимать на переработку свиней и крупный рогатый скот у частников. Этим оно, собственно, стимулировало и тысячный коллектив агрохолдинга, и сельских поставщиков. Мамонтов так и говорил: «Если крестьянину из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке будет невыгодно выращивать свиней, то он забросит это дело вообще. А чтобы этого не произошло, надо, конечно, поддерживать». Потому тюменским селянам и выплачивали из госбюджета солидные дотации, дабы сохранить их «натуральное хозяйство» и занять полезным обществу делом.
Слушал я директора, а потом взял да и оборвал нить благостной беседы некорректной репликой: «В Омской области, Николай Тихоныч, вашу фирму местная власть срубала бы за милую душу и не поперхнулась. Вас посадили бы в тюрьму за что-нибудь, а хозяйство продали по дешевке знакомому олигарху, который увел бы финансы в оффшор. У нас это запросто». Мамонтов согласно покивал головой и ответил: да, мол, знаю, как там у вас душно бизнесу… однако Тюмень не Омск. Что верно, то верно!
Пятилетка миновала. Я опять приехал на неделю в Тюмень, чтобы посмотреть, какие вехи на пути в будущее ставит жизнь, как и чем она завихряет пар в котлах паровозов. Порасспросил тутошний народ о житье-бытье. Недовольных почти нет. Видимо, из соображений тюменского патриотизма местные о плохом с чужаками не говорят. Прошвырнулся по Цветному бульвару - вокруг счастливые лица. Чистота и порядок. Зашел в магазин и понял, что упомянутый выше мамонтовский агрохолдинг процветает. Купил на пробу его полукопченой колбасы и пельменей - вкусные. Ну и слава Богу с директором! А что нового или уж совсем необычного, кроме приличных дорог, поддержки селян и жилищного строительства, поражающего воображение гостей бывшей «столицы деревень»? Включаю новостную телепрограмму - что такое? Да не может быть! В Тюмени выпустил первую сталь новый металлургический завод!
Местный губернатор Владимир Якушев и гендиректор Уральской горнометаллургической компании Андрей Козицын нажимают кнопочку пульта в сталеплавильном цехе и… И это значит, что тестовый пуск завершен «на отлично», что этой осенью современное предприятие, использующее новейшее оборудование по расплаву лома черных металлов компании Danieli (Италия), выйдет на российский рынок. Конечно, меня сразу заинтересовали цифры и факты. Напрасно, что ли, я в машиностроительном техникуме изучал такой хитрый предмет, как ТГОМ, то бишь технологию горячей обработки металлов? Оказывается, тюменцы и уральцы подписали договор о сотрудничестве. В регионе балластом на шее висят свыше 100 миллионов тонн металлолома! Завод ежегодно будет перерабатывать в среднем по 650 тысяч тонн и выпускать углеродистую, легированную, конструкционную и арматурную сталь широкой номенклатуры. Рынок сбыта - Тюменская, Омская, Курганская и Свердловская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Стоимость маленького гиганта - 22 миллиарда рублей, окупаемость проекта - 9 лет. Около тысячи тюменцев получат работу и социальные гарантии. Много счастья не бывает!
Проезжали мы (опять же!) с тюменским омичом Владимиром Гранником по старому Тобольскому тракту мимо новостроя, крашенного в цвета расплавленного металла, и говорили не столько о производстве, сколько о печальной участи малой родины. Владимир пошутил: «Если деньги не идут в Омскую область, то надо ей пойти к деньгам». Отличная мысль! А, действительно, не присоединиться ли нам к Международному банку реконструкции и развития (IBRD) или к Тюменской Аравии?
Эх, и заживем!
Сергей Шкаев
Другие материалы автора рубрики «Историческая параллель» читайте в разделе «Колумнистика» (2-я колонка сайта)
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru