В конце августа поставлена правовая точка в деле экс-главы Российского союза студенческих организаций («главного студента» России по определению федеральных СМИ) Андрея Андриянова.
Судебной коллегией Омского областного суда принято решение оставить в силе приговор Центрального районного суда г. Омска (судья Инна Ермолаева) в отношении Андриянова. В удовлетворении представления прокуратуры об его отмене вежливо, но твёрдо отказано.
Отметим, что само дело и особенно состоявшийся приговор в отношении «главного студента» привлекли внимание как омских, так и федеральных СМИ. И дело тут не только в личности обвиняемого.
Хотя она, безусловно, заслуживает внимания.
Будучи аспирантом на химическом факультете МГУ им. Ломоносова, он возглавил Студенческий совет университета. В 2011 году стал одним из самых молодых доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина. Несколько позже соучредителем и членом федерального координационного совета «Общероссийский народный фронт». Про таких говорят — молодой да ранний.
Внимание прессы привлекло, скажем так, нетривиальность обвинения и эксклюзивность состоявшегося приговора.
Андриянов был обвинён в даче взятки начальнику отдела омского УФСБ за помощь в прекращении его уголовного преследования по делу о хищении денежных средств Омского государственного университета. Забавно, но именно этот сотрудник УФСБ, совмещая свою контрразведывательную деятельность с должностью проректора университета, явился инициатором возбуждения дела о хищении.
Ему-то по позиции обвинения, поддержанной судом, Андриянов и передал взятку в размере 250 000 рублей.
Как говорится — «Чудны дела Твои, Господи». Денежные купюры, что составили предмет взятки, были размещены в металлической коробке из-под шоколада «BUCHERON», да так мастерски, что многоопытный контрразведчик более месяца хранил её у себя дома, не предполагая, что внутри его ожидают 50 изображений города Хабаровска.
Здесь следует пояснить, что бывший аспирант — химик, передавая сотруднику ФСБ шоколад, ни про какие деньги не говорил, а только лишь пожелал приятного чаепития.
При этом, нельзя исключать, что мысль о продуктовой взятке была навеяна Андриянову известной историей передачи главой «Роснефть» Игорем Сечиным министру экономразвития России Алексею Улюкаеву корзины, в которой, наряду с колбасой и вином, находилась взятка в размере двух миллионов долларов.
Сложно судить, поперхнулся ли чаем высокопоставленный сотрудник омского УФСБ, открыв коробку подаренного шоколада, а вот для Андриянова это чаепитие закончилось новым уголовным делом по ч. 4 ст. 291 УК РФ (дача взятки в крупном размере) и заключением под стражу.
Защиту Андриянова приняло на себя Адвокатское бюро «Адвокатское партнёрство Андрея Хабарова» в лице адвоката Натальи Мироновой. Госпожа Миронова известна как защитник бывшей жены вратаря футбольной команды «Иртыш» — Алексея Фролова, которую обвиняли в его убийстве, однако, суды всех уровней согласились, что в ее действиях была необходимая оборона.
И на этот раз подсудимому явно повезло с адвокатом. Вскоре последовал перевод Андриянова под домашний арест, потом под запрет определённых действий, а затем обвиняемый получил возможность жить у себя дома в г. Москве, откуда он и приезжал на судебные заседания по своему делу.
Начавшийся в октябре 2022 года суд подошел к своему завершению в июне 2023 года. Подводя итоги этого разбирательства, представитель прокуратуры области предлагал направить Андриянова в колонию строгого режима на 8 лет. И это требование прокурора о наказании вряд ли можно было назвать драконовым, т. к. обвинение относилось к категории особой тяжести. Санкция статьи УК РФ, предполагает наказание от 7 до 12 лет лишения свободы, то есть, не ниже семи лет.
Подсудимый, естественно, настаивал на своей невиновности, предупреждая, что его осуждение не только разрушит ему жизнь, которая была направлена на благо общества, но и разрушит деятельность социально-значимых организаций, которые им создавались и развивались на благо и в интересах нашей страны.
Более того, осуждение, по его убеждению, повлечёт нанесение ущерба оборонно-промышленному комплексу страны, так как его мама, являясь ведущим инженером — конструктором высокоточного вооружения, не сможет более продуктивно работать в интересах армии (более подробно см. «Осужденный глава РССО Андриянов: «Посадите меня — рухнет оборона страны»).
В отличие от эмоционального выступления подсудимого, речь в прениях защитника справедливо будет назвать хладнокровной профессиональной препарацией доказательств и фактов, исследованных в суде.
Апеллируя решениями ВС РФ, Наталья Миронова подвергла критике не только доказанность обвинения, но и его юридическую состоятельность, указав, что даже если исходить из того, что в нём (обвинении) написано, действия её подзащитного не могут быть оконченным преступлением, а лишь только покушением на дачу взятки.
Суд с этим согласился и, вынося приговор, переквалифицировал действия Андриянова с дачи взятки на покушение на дачу взятки, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 1 100 000 рублей. Собственно, и всё наказание. Переквалификация сделала свое дело.
Безусловно, это приговор, в смысле наказания, редкий.
Если защита в современных реалиях правоприменения по коррупционным преступлениям, отягощенного присутствием в деле «большого брата», обоснованно рассматривает такой результат процесса, скорее, как успех, то прокуратура — как совсем не то, к чему стремилась. Чем и была вызвана подача апелляционного представления, в котором поставлен вопрос о неправильной квалификации действий виновного, что повлекло назначение несправедливого наказания ввиду его чрезмерной мягкости.
Представитель прокуратуры просил приговор отменить, дело направить на новое рассмотрение в ином составе суда.
Судебная коллегия Омского областного суда рассмотрела представление и сочла квалификацию действий осужденного как «покушение» на взятку — правильной, а назначенное наказание в виде штрафа — законным и справедливым, соответствующим обстоятельствам дела, личности осужденного и смягчающим наказание обстоятельствам.
При этом Андриянов получил дополнительный бонус. Был снят арест с его автомобиля BMW 5 серии. Судьи учли, что еще до рассмотрения дела в апелляции Андриянов оплатил назначенный ему по приговору штраф (следует полагать по настоятельной рекомендации своего защитника).
А кроме того, Омским областным судом была высказана правовая позиция, которая ранее не встречалась.
Исходя из взаимосвязанных между собой норм уголовного и уголовно-исполнительного законов, взыскание штрафа, назначенного как основное наказание, не может быть произведено в принудительном порядке, а, следовательно, имущество Андриянова (автомобиль) не может быть обращено в доход государства в целях обеспечения исполнения наказания в виде штрафа.
Стоит обратить внимание на то, что общественность не привыкла к таким приговорам по взяткам, но это не означает, что имеются основания для построения конспирологических теорий его появления.
Суд призван руководствоваться законом, а не впечатлениями от его применения.
Если посмотреть статистику ВС РФ, то можно увидеть, что приговор хоть и редкий, но не эксклюзивный. Ежегодно по стране выносится несколько десятков аналогичных по наказанию приговоров по взяткам.
В любом случае за обороноспособность нашей страны теперь волноваться не следует.
Марк Димитров