Компанию регионального оператора атаковали мифическими жалобами на всевозможных площадках в соцсетях и мессенджерах. Троллинг ведется шаблонно и не очень умело — используются старые фотографии, одни и те же текстовые заготовки, жалуются несуществующие люди, но все это делается настойчиво и систематически.
Ни для кого не секрет, что все госструктуры сегодня подключены к системе мониторинга Инцидент-Менеджмент. Её основная цель — быстрое реагирование в соцсетях на темы, которые волнуют население. Система собирает жалобы, вопросы, отзывы, благодарности населения в соцсетях и мессенджерах. Мониторит она в основном популярные в России площадки: «ВКонтакте», «Одноклассники», ТГ.
Наряду с министерствами, администрациями, министрами и мэрами с началом мусорной реформы к Инциденту подключили региональных операторов.
- Удобно руководству регионов — держишь, как говорится, руку на пульсе.
- Удобно народу — написал ВКонтакте жалобу, закинул фотку и вот уже мусоровоз несется к контейнерной площадке на всех парах.
- Удобно и самим региональным операторам — в каждый мусоровоз не сядешь, а так получается дополнительный контроль.
Но мало кто задумывается, что силу соцсетей и мессенджеров уже давно используют не только для изучения запросов и настроений граждан.
Социальные сети давно превратились в инструмент давления и действенное оружие в борьбе с конкурентами. Их часто используют для того, чтобы «отжать» бизнес.
Омский регоператор по вывозу мусора рассказал, что уже несколько месяцев подряд несуществующие омичи (служба безопасности компании установила, что в России люди с такими данными не проживают) жалуются на то, что утопают в мусоре.
Адреса «утопающие» обычно не указывают. Решения проблемы не ждут, главное — запустить негатив. Либо к жалобам прикладываются сворованные из соцсетей фотографии. Когда по указанному в жалобе адресу выезжают логисты регоператора, оказывается — там либо площадка другая, либо все в порядке с вывозом.
Редакция сама решила разобраться, что происходит. После достаточно скрупулезного анализа соцсетей журналисты пришли к выводу, что омского регоператора «заказали».
Фейки распространяются под видом жалоб в аккаунтах губернатора, мэра, администрации города Омска, Минприроды, главы Росприроднадзора РФ Светланы Радионовой с цепляющими внимание фотографиями и заголовками, что самое главное, регулярно.
Вот один из сотни рассмотренных редакцией примеров.
«Омичка» Ангелина Сальникова в аккаунтах тогда еще ВРИО губернатора Хоценко, мэра Омска, Администрации Омска, Минприроды Омской области пожаловалась, что Марьяновка погибает в мусоре.
Смотрите скрин жалобы, там же ответ регоператора.
Сама Ангелина Сальникова нашлась еще в нескольких городах России, только зовется она везде по-разному: Майя Богомолова, Вера Золотова, Эвелина Дубинина, Илона Савицкая и т. д.
Смотрите следующий скрин.
А вот другой пример — омичка Виктория Максимова жалуется Виталию Хоценко под постом о гандбольном клубе на то, что мусоровоз всегда проезжает мимо ее дома.
Ссылка на жалобу.
Жалобу она подкрепила ужасающей фотографией, которая уже была, как мы выяснили, не бесплатно размещена 7 сентября в одном из омских сообществ. Текст жалобщица тоже взяла из того же проплаченного поста от 7 сентября. Даже опечатки в названии улиц не стала исправлять.
Ссылка на пост от 7 сентября.
Смотрим следующий скрин.
А вот и разъяснения регионального оператора — жалоба и тогда была мимо.
Смотрим следующий скрин ответа из соцсетей.
У жалобщицы Виктории Максимовой в сети также нашлось множество страничек под разными именами: Диана Тягун, Екатерина Хохлова, Любовь Гудемнюк и т. д.
Выяснилось, что известные и не очень известные омские паблики и ТГ-каналы также регулярно публикуют проплаченные негативные посты о региональном операторе. Проверить у администраторов и редакторов каждую площадку возможности нет, а публикация платной «предложки» — обычное явление. По инсайдерской информации плата за пост достигает 30 тысяч рублей. Зависит от популярности сообщества и текста. Обвинения в мошенничестве и воровстве стоят дороже. Посыл везде один — регоператор не справляется!!!
Вот пример поста под названием «Мусорная война» из ТГ-канала
Ответ пресс-службы регоператора можно прочитать в комментариях к этому посту. Все ссылки активны. Убедиться, что аккаунты липовые, просто перейдя по ссылкам.
В компании регоператора поначалу волну негатива в соцсетях связали со сменой руководства в регионе и возросшей активностью населения. Ну, а мусорная реформа — «любимая мозоль» всех россиян…
Но прямой эфир Виталия Хоценко, тогда еще врио губернатора, в соцсетях 3 августа, показал, что тема мусора и его невывоза невероятно раздута. Из 8 000 жалоб, поступивших главе региона, только 5 (!) обращений были про мусор.
Однако регоператор решил не расслабляться и, что называется, усилился — в первую очередь строже стали спрашивать с транспортных операторов. В поддержку нового главы региона, своей техникой в три смены возчики регоператора весь май и июнь зачищали городские контейнерные площадки от древесного мусора и субботников, хотя делать этого и не должны были. С апреля несколько раз в неделю стали объезжать с проверками контейнерные площадки в Омске и муниципальных районах. Проблемные точки выделили отдельным списком, по итогам проверок письма для устранения проблем служба экологической безопасности ООО «Магнит» направляет транспортным операторам, в Госжилинспекцию, Управляшкам, администрациям муниципальных районов и поселений, Управлению дорожного хозяйства и благоустройства, в Минприроды, природоохранную прокуратуру. Параллельно у регоператора заработала «Горячая линия», которая также помогла повысить качество оказываемой услуги. Но жалобы становились изощреннее.
Они стали приходить не только в соцсети, но и в систему «Радар». Вы спросите, а что, омичи не могут пожаловаться в «Радар»? Могут. Конечно, могут, но не с одной же электронной почты они будут писать.
Дело в том, что при обращении в систему «Радар» нужно пройти регистрацию и указать адрес электронного ящика и номер телефона для связи. Выяснилось, что жалобами регионального оператора закидывал человек, указавший один и тот же номер.
Журналисты позвонили по указанному телефону. Ответила женщина. Она не стала отрицать, что пишет жалобы в «Радар» — это ее работа. Она действительно живет в Омске, подработку взяла по объявлению в интернете. Каждую неделю она отчитывается, сколько жалоб написала. От этого зависит размер зарплаты, которая приходит ей на карту. Кто работодатель (заказчик жалоб) она не знает, это ее не интересует.
Одним словом, атака идет мощная, что называется по всем фронтам.
За несколько месяцев в соцсетях и мессенджерах было размещено порядка 500 фейковых негативных упоминаний о компании «Магнит». По самым скромным подсчетам, на эту информационную войну уже потрачено более 1,5 млн рублей.
Мы оставляем открытым вопрос о том, кто тратит огромные средства с расчетом на то, что настойчивое навязывание информации принесёт нужный заказчику результат — руководство региона, города и надзорных органов сделает негативные выводы о работе регионального оператора.
Омичи сами сделают выводы. А мы будем следить за развитием ситуации.