По второй вменяемой статье УК вина и вовсе не была доказана.
В пятницу, 3 ноября в Центральном районом суде подошло к концу рассмотрение второго уголовного дела исполнительного директора Российского союза студенческих отрядов (РССО) Андрея Андриянова и его приятеля, экс-преподавателя истфака ОмГУ Ивана Шепелева. Их обвиняли в мошенничестве (особо крупный размер), а также в «отмывании» денежных средств.
По версии следствия, в 2017–2018 годах Андриянов и его пособник-историк обманным путем похитили больше 3,5 млн рублей, выделенных Федеральным агентством по делам молодежи Омскому госуниверситету им. Ф. М. Достоевского на проведение съезда студенческих и молодежных научных объединений и студенческого форума «Современные кадры высокотехнологичных отраслей России». Андриянов при содействии преподавателя вуза заключил с учебным заведением договоры по организации молодежных сборов, согласно которым должен был обеспечить участникам проживание, питание, проезд и раздаточный материал. Но, как выяснилось, обязательства либо не выполнялись вовсе, либо не в полном объёме. По факту студенты жили в омском отеле «Шато» на 1-й Северной, аренда номеров в котором в общей сложности была оплачена на 335 тысяч, а питание стоило 168 тысяч рублей. Транспорт же и вовсе достался бесплатно.
Однако руководству вуза со стороны организаторов-мошенников были поданы фиктивные документы о полностью выполненных работах. И университет оплатил все услуги по контрактам.
Часть из этих денег подельники провели по поддельным договорам, получив наличными 616 тыс. рублей.
Читать подробнее:
Статьи, вмененные Андриянову и Шепелеву были из категории тяжких. Фигурантов какое-то время даже содержали под стражей. Правда, затем, благодаря стараниям адвокатов, СИЗО заменили сначала на домашний арест, а потом и вовсе на запрет определенных действий.
Стоит отметить, что это именно то уголовное дело, за которое Андриянов якобы передал взятку в размере 250 тыс. рублей, упакованную в коробку от шоколада BUCHERON, начальнику отдела областного УФСБ. При этом сотрудник «конторы» ещё и являлся проректором вуза.
Подробнее об этом:
В суде по делу о взятке, которое рассматривалось в том же Центральном судьей Инной Ермолаевой, Андриянов, естественно, заявлял о своей невиновности, перечисляя многочисленные «регалии» и рассуждая, что реальный срок и признание виновным Андрея Владимировича полностью разрушит его «общественно полезную» жизнь. И даже больше: нанесет непоправимый ущерб обороноспособности страны, поскольку мама Андриянова — ведущий инженер-конструктор на предприятии ВПК — будет невыносимо страдать из-за посадки сына и не сможет должным образом выполнять свою работу.
Как бы то ни было, прокуратура тогда запрашивала 8 лет строгого режима (тоже сказалась тяжесть инкриминируемого преступления). Суд назначил 1 млн 100 тыс. штрафа. И на этом всё. А судебная коллегия Омского облсуда, рассматривая апелляционное представление гособвинения о чрезмерной мягкости решения первой инстанции, ещё и сняла арест с BMW 5, принадлежащего «главному студенту» страны, поскольку он оплатил штраф ещё до начала обжалования.
Основное дело о мошенничестве поступило в суд ещё в конце ноября 2021 года. Процесс затягивался из-за частых «отлагательств» по причине «тяжелой болезни» Андриянова.
И снова подсудимый не признал вины, называя свое обвинение не иначе, как поклёпом со стороны бывшего сотрудника вуза, который таким образом мстит университету за своё сокращение. Он же, совершенно точно, раздал все выделенные деньги субподрядчикам, не оставив себе ни копейки.
По факту фигурантам грозило до 10 лет тюремного заключения, однако зампред Центрального райсуда Сергей Бучаков, признавая Андриянова и Шепелева виновными по ч. 3,4 ст. 159 УК РФ, «наградил» их 3 годами условного срока каждому с испытательным в 3 и 5 лет соответственно. При этом Андриянова обязали выплатить штраф в размере 100 тыс. рублей, и ещё 100 тыс. на его счетах остались арестованными до погашения вмененной санкции. Тем не менее, 1 млн 388 тыс. его личных рублей всё-таки были возвращены. Шепелеву достался штраф в 350 тыс.
Также был удовлетворен гражданский иск ОмГУ на компенсацию убытков в размере 3 млн 574 тыс. рублей, который Андриянов тут же погасил.
По вменяемой ч. 3 ст. 174.1 УК РФ обоих признали невиновными «в связи с отсутствием состава преступления».
Выходит, что в очередной раз основатель студенческих отрядов отделался лёгким испугом вместо более-менее реального наказания. Возможно, судья Бучаков тоже слышал «отповедь» об угрозе обороноспособности страны и решил не рисковать…
Прокуратура, вероятнее всего, обжалует и этот приговор. Однако, как показала практика, облсуд тоже не готов «подводить Родину под монастырь», отправляя за решетку такого «одаренного» и «судьбоносного» персонажа.
Арина Репецкая