Суда, как известно, в России нет. То есть, нет как института честного, независимого, законного, справедливого разрешения споров. Но изредка встречаются относительно честные судьи. И иногда бывают интересные процессы. На днях был такой, потому что на нем за три часа ярко обозначились все ключевые аспекты политико-правовой ситуации и позиции всех ее основных фигурантов: правоохранителей, правозащитников, гражданских активистов, журналистов...
После череды изматывающих своей абсурдностью процессов, инициированных против меня руководством УФСБ, УМВД и прокуратуры, отнявших у меня уже почти год жизни, я подал встречный иск о компенсации морального вреда, нанесенного мне заведомо необоснованными обвинениями. Никаких иллюзий насчет формального результата этого процесса я не питаю и не планирую устраивать из него шоу. Мне достаточно самого повода, чтобы высветить всю мерзость использования правоохранительных органов не по прямому назначению, а как инструментов расправы с диссидентами или политическими противниками.
Впрочем, много более неприятным и страшным я считаю даже не абсолютно бутафорский характер всей правоохранительной системы в современной России, прикрывающий тотальный произвол и бесправие граждан. Страшнее - всеобщая социальная апатия, страх и невынужденные уступки мерзости со стороны большинства тех, кто должен бы ей противостоять по сути своего профессионального долга: журналистов, юристов, политиков, ученых и т.д. Именно такое отношение - незаинтересованность по принципу "моя хата с краю" в сочетании с откровенной подлостью в исполнении, например, продажных экспертов, услужливо обосновывающих обвинительные заключения - и превращает суды из инструмента защиты справедливости в инструмент легализации абсурда и произвола.
Выход я вижу в двух направлениях: во-первых, в изменении отношения общества к этим проблемам, в усилении нетерпимости к очевидным проявлениям несправедливости, в продвижении идей гражданской солидарности по принципу "один - за всех и все - за одного", а во-вторых, в развитии структур альтернативной гражданской легитимности, в том числе и в форме гражданских судов, способных действовать независимо и создавать образцы справедливого разрешения конфликтов. Это долгий путь, но другого способа вернуть Россию на прочную правовую основу нет.