«Лучше меньше, да лучше!» — название работы вождя пролетариата Владимира Ульянова (Ленина), ставшее афоризмом и означающее, что «хорошее качество важнее большого количества», похоже, пытаются всеми способами и фибрами оспорить в мэрии Омска…
Об одном из свежих примеров неоднозначной и необузданной борьбы местных чиновников с советским прошлым нам поведали жители омского Левобережья.
С улицы маршала Рокоссовского.
Здесь, естественно, «по многочисленным просьбам горожан» окружные власти меняют «старую» многофункциональную прогулочную дорогу на новый пешеходный тротуар.
Возможно, обновление придомового пейзажа прошло бы без скандала и взаимных упреков, но, как утверждают местные активисты, «с нами проект благоустройства не согласовали».
— Мы узнали о нем по факту демонтажа асфальта, наше мнение не учтено! — сообщила редакции М. В. Яковлева.
За подписью Марины Васильевны значится и переписка с КТОС, с административными и надзорными органами Омска.
Устные баталии вовсю ведутся с окружными чиновниками, строителями, разработчиками крамольного «генплана».
В Комитете территориального самоуправления «Левобережный-7» иная точка зрения.
По версии председателя КТОС Юлии Виткевич, «кто хотел, тот в обсуждении проекта участие принял», «за данный план благоустройства высказалось большинство горожан».
— Ко мне какие вопросы?!
По словам общественницы, люди голосовали именно за этот вариант благоустройства или на губернаторских (сентябрь 2023 года), или на президентских (в марте 2024-го) выборах.
Как видим, от лица собственников жилья, горожан, омичей озвучиваются кардинально разные позиции.
И претензии — от карликовых до гигантских.
Одни ссылаются на «крик души», на «тотальное чиновничье бездушие и беспечность», на «коррупцию и сомнительные сделки», другие говорят о том, что «сколько людей — столько и мнений», «прийти к общему знаменателю с активистами практически невозможно», «если слушать наших граждан, то ничего дельного не будет кроме сплошной говорильни».
Если рассуждать абстрактно, то, думаю, правы и те, и другие, а вот если применительно к конкретному сюжету, то здесь аргументация одной из сторон, вполне, может быть убедительней и весомее.
Не исключено, что наш пример — как раз тот случай, где на место частных суждений можно призвать логику и здравый смысл.
Как вариант.
Вот какое обращение пришло на днях в нашу редакцию:
«Меня зовут Марина. У нас строят новую тротуарную дорожку, официальных документов нет, люди против, так как она была от 3,5 до 4-х метров, а делают около 2 метров.
Плюс-минус. Работы уже начались, помощь нужна срочно, помогите, пожалуйста.
Вскрыли хороший асфальт и уменьшили дорожку в два раза, видно, по колышкам какова ширина нового тротуара. Обратились в КТОС, они заказчики, толком ничего сказать не могут — проекта нет, техническая документация тоже отсутствует».
Постараемся быть ближе к оригиналу, дабы нас не упрекнули в том, что с умыслом или за маржу потакаем одной из сторон конфликта.
«Вчера встречались с первым замом главы Кировского округа администрации Хроленко Николаем Михайловичем, он пояснил, что технических документов и проекта нет.
С ним на встречи с нами в 14ч. 15мин. по Рокоссовского, 16 была начальник организационного отдела окружной администрации Королева Марина Юрьевна.
Нам пояснили, что денег (7 500 000 рублей) хватает только на эту ширину.
Наша прежняя вело-пешеходно-прогулочная дорожка превратилась просто в банальный пешеходный тротуар».
Кроме голых эмоций позиция заявителей мотивирована прагматичными доводами.
«Администрация не учла значимость и предназначения этой дорожки.
Для проживающих здесь омичей.
Рядом построили парк Веретено, поток людей увеличился. Люди занимаются здесь бегом и скандинавской ходьбой, гуляют с детьми, передвигаются на велосипедах, дети гоняют на самокатах, гуляют бабушки, инвалиды на колясках…».
Кроме неоцененного в полной мере функционала объекта пользователи обращают внимание властей на грядущие практические неурядицы:
«А еще от Рокоссовского, д. 2, до Рокоссовского, д. 16 нашу «дорогу жизни» зимой всегда чистит трактор.
Теперь это будет сделать проблематично» — об этом граждане, скорее всего, судят не по факту, а исходя из личного жизненного опыта.
Спорный вариант благоустройства чиновники обосновали недостаточностью финансирования.
Со слов жителей.
«Нам пояснили, что, якобы, первоначальная заявка КТОС была на благоустройство всей дороги (порядка 20-ти миллионов? — автор), но денег выделили мало (чуть более 1/3 от запланированного? — автор), поэтому окружные власти решили обновить только часть дорожки от Рокоссовского, д. 10 до Рокоссовского, д. 16.
Потом решили сделать ремонт по всей длине, но сузить тротуар по максимуму для экономии средств и материалов».
При посещении нами спорного объекта Левобережного благоустройства информация, поступившая в редакцию, подтвердилась. В основном.
Власти реанимируют вполне функциональную магистраль стратегического для жилмассива значения, серьезно сокращая ее полезную площадь.
Причина для критики, как видим, у граждан имеется.
При той же протяженности в 507 метров ширина «дороги жизни» (так ее здесь называют) уменьшается с полномасштабных 3-4 метров до некомфортных 2-ух.
С копейками.
Случайные местные жители высказались вполне определенно:
— Судя по обозначенным контурам нового тротуара, люди будут по нему ходить шеренгой, — мужчина с собачкой образно продемонстрировал ход строем, затылок в затылок. — Понятно, что места для домашних питомцев, как раньше, здесь просто не остается…
Спорить трудно, да и незачем, это ведь частное мнение рядового гражданина, ради которого все это и затевалось, по версии омских чиновников.
А еще ведь есть самокатчики, велосипедисты, скандинавы, колясочники, роллеры…
Иду дальше, выбор собеседников огромный. Подхожу к уважаемым дамам среднего возраста.
Здесь все строго: пока не предъявил паспорт и удостоверение журналиста, даже слушать не стали. Вот он жизненный и житейский опыт — в действии.
Знакомиться не стал, обозначил что идет видеосъемка и назвал тему своего интереса и… понеслось.
Полчаса совершенно разных мнений, спор на повышенных тонах и некий консенсус, который высказывает победитель дискуссии:
— У наших домов так много первоочередных задач, что строительство нового тротуара взамен вполне себе действующего варианта, выглядит пустой тратой денег!
Среди более важных, по версии жильцов, были названы:
— Увековечивание памяти дважды маршала СССР и Польши Константина Рокоссовского на улице его имени!
С этим доводом трудно спорить.
По мнению моих подкованных и эрудированных собеседниц, мемориальные таблички на ряде домов не отражают масштабы личности Героя и Победителя, значимость событий тех лет.
Особенно накануне грядущего и ожидаемого ветеранами 80-летия Победы в Великой Отечественной войне…
— Нужен внятный памятный знак. Если не памятник с основанием для возложения цветов, то хотя бы бюст.
У других домохозяек более приземленное видение:
— Вы посмотрите, у нашего подъезда асфальта нет, одни лужи и грязь. Дети бегают в грязи с ног до головы, благо сегодня подсохло, но это ведь ненадолго…
— Сейчас покрышки везде по городу убирают, наше домоуправление не чешется. А это ведь вопросы экологии, чистоты и благоустройства дворов…
— Детские площадки стоят на раскоряку — не по стандартам, требуют ремонта, замены, вот-вот несчастье случится, и никому нет дела. Новую качель поставили, а старую никто не убрал — убивайтесь дети малые и большие…
Это далеко не все претензии к управляющей компании и городским службам реагирования.
— Возьмем кронирование деревьев. Во дворах и возле подъездов одни автомобили — на газонах и на детских площадках, вырубают зеленые насаждения под своих железных коней, а я сколько бьюсь по вопросу обрезки двух тополей — нет результата. Как ветер, так я бегу в другую комнату, чтобы не видеть. Вот-вот крона деревьев мне или окна разобьет, или балкон снесет…
— Тепловой узел здесь рядом, какой вокруг него мусор и бардак, дочка даже сфотографировала и скинула мэру в соцсетях…
— Вы посмотрите на наше освещение! Обещали одно, сделали другое, перед входом в подъезд светлое пятно, а дальше ничего не видно.
Ни зги!
Конкретно по реставрации дороги позиция у каждого интервьюера была также своя.
Персональная.
— Хорошо, что дорогу делают меньше по ширине, собачники ходить не будут, а то проходу от них не стало… Ходят и ходят…
— Дорогу меняют, но ведь она прекрасная была, подремонтировали бы и все… А оставшиеся средства использовали бы более рационально… Вон сколько проблем вокруг!
— Возле дома малютки нужен новый асфальт, там много мамочек с колясками, а проехать трудно, дорога в таком ужасном состоянии…
— Плохо, что сняли старый асфальт с нашей дороги, теперь год-два и новый тротуар поведет в разные стороны, там ведь грунт влажный постоянно.
Просядет…
А еще старожилы припомнили, что окружные власти обещали в первую голову благоустроить подходы к скверу Александра Веретено.
— Сходите, посмотрите, там ведь черт ногу сломает! — напутствуют меня добродушные пенсионерки.
Сходил — посмотрел.
Печально.
Действительно, там не только черт, но и дьявол ногу сломает. Какие-то буераки, катакомбы и беспросветная мусорная грязь на ближайших подступах к главной благоустроительной достопримечательности микрорайона.
Да и города…
Так и хочется задать вопрос в лоб или в глаз чиновникам: вы что собираетесь тротуарить, если на примыкающей территории такая вакханалия — самому идти страшно, не говоря уже про стариков и детей.
Вот такой у меня получился с коренными жителями серьезный разговор с действом.
И это -… вкратце!
Я позвонил по телефону подрядчика, где обозначены следующие, в том числе, и персональные данные:
«Подрядчик: ООО «СевАлСтрой», Ответственный за проведение работ: Бутенков В (иктор).А (лександрович). Телефон: +7 960 977-88-00».
С хорошо узнаваемым кавказским акцентом мне пояснили, что «проекта нету, есть смэта локальная», «слышь, что дали, то и дэлаем», «строим на столько дэнег, сколько выдэлили» (без обид, но так слышалось — автор).
Еще раз мне подтвердили, что изначально рассматривался иной проект, с иными техническими и строительными решениями, с другой сметой и иными благоустроительными возможностями.
Как вариант.
Именно этим и возмущены местные активисты-«рокоссовцы».
Что будет с крупными деревьями, которым при ведении работ уже повредили корневую систему? Их будут убирать, кронировать или будут высажены новые деревья, кустарники?
Могут ведь завалиться теперь от любого порыва ветра… Так что, жди беды.
Кто будет убирать старые покрышки, состыковывать проект с прежними малыми формами (детские площадки, парковки, зоны отдыха)? Как будет встроен новый тротуар в ранее накатанные удобные тропы для передвижения горожан?
Вопросы…
У меня, как у строителя-любителя, также возникли некие мысли к авторам «проекта благоустройства».
А зачем нужно было убирать действующую «дорогу жизни», если параллельно ей по всей длине имеются еще как минимум два более скромных сообщения — один тротуарного типа, приблизительно тех же параметров, что и новый объект.
А еще один используется частным автотранспортом в неких альтернативных целях.
Зачем было ломать и строить взамен, если можно было выстроить новый объект параллельным курсом, не нарушая привычного уклада?!
Даже если спорное решение было принято сгоряча и бездумно, то почему выбран именно такой вариант строительства?!
Демонтаж старого асфальта, сужение функциональных параметров, без привязки к остальной инфраструктуре местности…
Почему нельзя было на той же магистрали с двух сторон укрепить новые бордюры, поверх старых (технология позволяет-!), выровнять старый асфальт слоем песка и уложить тротуарную плитку?!
Дешево и сердито!
А главное, с сохранением пропускной способности дороги и ее прежней ширины.
Я это предложение озвучил моему собеседнику «Виктору Александровичу», тому, который с кавказским акцентом.
В ответ прозвучало «Спасибо!», но это никак не отразилось на параметрах строительства. Похоже, что смета должна быть освоена любыми способами и в любую погоду.
А граждане уже замечают отклонения от параметров и от технологии строительства.
Глазастые какие!
Вау-вау…
Мамочка двух очаровательных девочек поведала мне, что под песком отсутствует гравий, который по проекту должен составлять не менее 30 сантиметров.
По всей длине и ширине тротуарного полотна.
— Гравий точно не завозили, я здесь каждый день сижу, все вижу. Щебенку не завозили… — как тут не поверить такому ответственному общественному контролеру.
Я также подтверждаю, что под песком либо останки прежнего гравия, либо отдельные фрагменты свежей фракции в мизерном количестве.
Для виду.
Честно говоря, об этой ситуации можно говорить и писать до бесконечности.
Уже в процессе общения в ТОСе Кировского округа нашли вариант, как выйти из конфликтной ситуации. Дескать, это первая очередь проекта, без велодорожки.
— Мы решили ее отделить от пешеходной зоны, согласно новым требованиям. В будущем для велосипедистов и самокатов будет дополнительная магистраль…
Верится, конечно, с трудом, но как версию и как направление действия принять можно.
С другой стороны на редакцию насели активисты. Со всей мощью своей аргументации и эмоций.
Но ведь можно все это было как-то зафиксировать раньше, обсудить, отразить в проекте, чтобы мирно, в удовольствие и на благо.
— Где бумаги, где согласования? Где техническая документация? Нет ничего!
— В смете прописано, что какая-то организация получит 2% от сметной стоимости за некий стройконтроль… Где эта организация? Где ее строительный контроль, когда вокруг одни нарушения?
— Весь их бред мы уже слышали, нам нужны технические документы, с подписями должностных лиц и с согласованиями на строительные работы.
И нам «на орехи» досталось. Видимо, эмоции у жильцов реально зашкаливают.
— Нет у вас возможности нам помочь, так и скажите! — это уже камешек в наш огород.
Редакционный.
Мы пытаемся пояснить, что от журналистов в Омске мало что зависит, информация не доходит до первых лиц, либо существенно кроится и искажается.
— Мы собрали первичные сведения. Для их анализа и подготовки публикации требуется время. Мы обязательно осветим Вашу проблему, не переживайте!!!
— А что, вам представили генплан, протокол публичных слушаний, техдокументацию, договор с подрядчиком?
— Нет…
У нас и полномочий, правда, таких нет, чтобы требовать тот перечень документов, на котором настаивают возмущенные граждане.
Впрочем, у журналистов другая задача — обозначить проблему, отразить позицию участников конфликтной ситуации, предоставить фактуру для контролирующих, надзорных и исполнительных органов власти.
И пищу для размышления.
Исполнили ли мы эту функцию СМИ — решать, безусловно, читателям, но один момент, видимо, важен даже без субъективной оценки нашего «вклада».
Как так получается, что после как бы, всеобщего обсуждения и «одобрям-с» властные решения оказываются такими сырыми.
И спорными.
Проект «комфортной среды обитания» окружного масштаба неожиданно становится предметом оголтелой, жесткой и во многом справедливой критики. При этом все, на словах, делается «на благо омичей», «по просьбам омичей» и «при участии омичей».
А на деле?!
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!».
Прав народ…
(продолжение следует)
P.S.
В очередной раз убеждаюсь, что благие намерения и пожелания властей Омска о возрождении (развитии, укоренении) самоуправления граждан на практике превращаются в изощренный перфоманс, в продуманный спектакль.
Для СМИ и общественности.
Тротуар на Рокоссовского тому наглядное подтверждение. КТОС, как заказчик проекта благоустройства, это всего лишь пустая формальность и внешний атрибут в документации — про-фор-ма. А вот реальная причастность населения к обсуждению и отражение его пожеланий — на уровне пятого колеса в телеге, которое физиологически мешает нашим чиновникам осваивать бюджет.
Без контроля, на свое усмотрение, по своим лекалам и схемам.
Я уже молчу о набивших оскомину рассуждениях про «народные тропы», которые каждый раз хотят возвести в некую практическую данность, но которые так и остаются самостийными, стихийными и не интересными чиновничеству проявлениями потребностей рядовых граждан.
Власть, получается, продолжает жить отдельно, а люди — отдельно. Разные у них пути-дороги.
Се ля ви.
Александр Грасс,
независимый журналист,
специально для авторского блога на www.omsk-pravo.