После подведения итогов конкурса омских брендов один из его старейших экспертов Виктор Корб поделился с БК55 мыслями о перспективах развития «Держи марку!» и рассказал о том, что происходит сейчас на региональном рынке.
- Виктор Владимирович, как человек, который был экспертом во всех четырех «Держи марку!», как вы оцениваете конкурс в развитии? Стоит ли в будущем ввести новые номинации?
- Четыре года для такого проекта - это очевидный успех, признак устойчивости и зрелости. Несмотря на слабость регионального рынка, в целом очень важно само наличие ясных профессиональных ориентиров, которые позволяют более уверенно действовать наиболее активным, ответственным и стратегически ориентированным бизнесменам. Вокруг конкурса сформировалось весьма представительное экспертное сообщество, что позволяет довольно точно измерять как уровень отдельных креативных решений, так и уровень развития регионального брендинга в целом. Я считаю, что пора уже преодолевать присущий Омску провинциализм, решительнее расширяя рамки конкурса, выводя его на межрегиональный или даже общероссийский уровень. Наверное, стоит подумать и об уточнении состава номинаций, и о совершенствовании критериев.
- Что вы можете сказать по ситуации в этом году?
- Общее впечатление в этом году у меня двойственное. Порадовало изрядное число интересных креативных идей в номинации «Название»: «Пункт Б», «Лавстория», «ТеАрта», «Ивандиван», «Голодный художник», «Важная бумага». А вот уровень графических решений вновь расстроил, я даже убедил коллег по жюри впервые не присуждать первое место, чтобы дать ясный знак рынку, что дальше с такой ситуацией мириться нельзя. Тем более если мы хотим делать конкурс открытым и на равных конкурировать с лучшими решениями на более развитых региональных рынках.
- Большую часть марок, победивших в этот раз, разрабатывал Александр Немчанинов, почему так? В Омске больше нет талантливых разработчиков?
- Это, кстати, стало неожиданностью, поскольку отбор и оценка всех марок проходили анонимно. Впрочем, не совсем так: сам успех Александра вряд ли может быть неожиданным, поскольку к его лидерству в своем деле, основанному на высочайшем профессионализме, региональный рынок уже привык. В Омске, конечно, есть талантливые разработчики, но их потенциал слабо востребован, поскольку наш рынок по-прежнему слишком непрозрачный, слишком неконкурентный, слишком некреативный. На нем мало предпринимательства в точном смысле этого слова - деятельности, основанной на живом интересе к делу, инновационности, ответственности. Собственно, в попытке хоть немного изменить ситуацию к лучшему и заключается основная миссия «Держи марку!».
- Согласны ли вы с номинантами и победителями «Помарки» или добавили бы кого-то еще?
- Мои безусловные фавориты в «Помарке» - это «УМ-4», «Крепыши» и Just fit Life. Могу лишь повторить то, что я говорил при вручении награды победителю: стоит, наверное, скорректировать название этой номинации, чтобы она не воспринималась уж слишком уничижительно. Ведь в данном случае наша задача состоит лишь в удержании профессиональных критериев на конкретных... не слишком удачных примерах маркетингового креатива по схеме «сам себе маркетолог» или «наш мальчик так интересуется брендингом». В то же время мы отлично понимаем, что успех любой марки в первую очередь зависит не от ее прорисовки и соответствия формальным критериям, а от предпринимательской энергии, готовности активно развиваться под собственным уникальным знаком. В случае выбора не очень удачного знака бизнесмену чаще всего требуется тратить на это заметно больше материальных и жизненных ресурсов. И сама готовность к таким рискам заслуживает понимания или даже восхищения. Тем более что на каком-то этапе любую не очень удачную марку можно скорректировать, провести ребрендинг. Главное, чтобы это делалось осмысленно...
Олеся Мельник