Российский предприниматель заявляет, что из-за кампании по уничтожению его бизнеса он сохранил лишь «часть производства картофеля и крупяных продуктов».
Было время, когда состояние Александра Лебедева исчислялось миллиардами. Но сегодня запросы у бизнесмена гораздо скромнее. «Мы являемся самым крупным в России экспортером хлопьев, из которых делают картофельное пюре», — заявляет этот бывший оперативный сотрудник КГБ, ныне занимающийся бизнесом и владеющий газетами.
В прошлом году Forbes оценил его состояние в 1,1 миллиарда долларов, однако Лебедев говорит, что из-за целенаправленной кампании по разрушению бизнеса, которую проводят жертвы его антикоррупционных расследований, он сохранил лишь «часть производства картофеля и крупяных продуктов» в российских регионах и почти ничего кроме этого.
«Они получают все, что хотят, — сказал Лебедев во время интервью, которое он дал в своем особняке, находящемся в центре Москвы. — Они уничтожили мой банк, аннулировали лицензию у моей авиалинии, но у меня сохранилось картофельное производство, и дела там идут очень хорошо. В этом году прибыль составит 2 миллиона долларов, однако этого не хватит даже на финансирование газет».
Лебедев отказался отвечать на дальнейшие вопросы о возможных последствиях для принадлежащих ему и его сыну Евгению британских газет Independent и Evening Standard.
Вскоре Лебедев начнет отбывать наказание в виде нескольких недель общественных работ, которое он получил за нанесение ударов собрату-магнату Сергею Полонскому во время телепрограммы в 2011 году. В последний момент прокуратура отказалась от обвинения в хулиганстве на почве политической ненависти, по которому Лебедев мог на несколько лет сесть в тюрьму.
Вынесенное в этом году московским судом наказание Лебедев будет отбывать в деревне Поповка, находящейся в нескольких часах езды от российской столицы. Там находится штаб-квартира его картофельной компании. По словам бизнесмена, скорее всего, ему поручат работу в детском саду, хотя тип наказания будут определять местные власти. В течение нескольких недель Лебедев должен отработать 150 часов. На это время у него конфискуют паспорт, и он не сможет покидать место исполнения наказания.
В этом месяце Лебедев сменил место своей официальной регистрации с Москвы на Поповку, чтобы отбывать наказание именно там, а не в столице.
«В Москве все российские средства массовой информации будут бегать за мной, когда я стану мести улицы, а так у меня появится хорошая возможность немного пролить свет на провинциальную жизнь в нашей стране», — говорит Лебедев.
Согласно прежним заявлениям бизнесмена, дело против него было возбуждено из-за того, что многим российским руководителям не нравятся его квазиоппозиционные настроения, а также по причине личной ненависти главы Следственного комитета Александра Бастрыкина к «Новой газете», совладельцем которой является Лебедев. Но теперь он настаивает на том, что такая причина «составляет не более одного процента», и выражает уверенность, что Кремль не имеет к этому никакого отношения.
Сейчас Лебедев обвиняет во всем кучку интриганов из числа российских бизнесменов, напуганных тем, что он проводит расследования в попытке выяснить, как они получили свои добытые незаконными путями состояния.
По его словам, судебное дело стало «незначительной составляющей» организованного против него и хорошо профинансированного заговора.
«Некоторые мои расследования дошли до такой точки, когда они могут иметь очень серьезные последствия для людей, — заявляет он. — Если ты украл пару миллиардов, то тебе вполне по карману потратить на это дело несколько миллионов».
Лебедев говорит, что хочет с новыми силами заняться антикоррупционной деятельностью, а также выращиванием картофеля. Он написал письмо американскому послу в Москве Майклу Макфолу, а потом повторил его содержание в «Твиттере», попросив американские власти создать международный орган по борьбе с коррупцией.
По словам Лебедева, он хочет учредить «нечто вроде Интерпола», чтобы лишить мошенников и коррумпированных бизнесменов возможности отмывать свои деньги в оффшорах и в западных странах.
Шон Уокер