Россия стала очередным крупным рубежом для мировых компаний, специализирующихся на торговле по интернету. Годами они игнорировали эту страну из-за проблем с платежами и доставкой. EBay Inc., китайская Alibaba Group Holding Ltd. и британская розничная компания по торговле одеждой ASOS PLC теперь стремятся извлечь преимущества из того факта, что 143 млн. россиян делаются все более обеспеченными и знакомыми с интернетом.
«Россия занимает первое место среди развивающихся рынков», - сказал во время поездки в эту страну исполнительный директор eBay Джон Донахью.
Годами бум электронной коммерции обходил Россию стороной. В экономике страны преобладают наличные, у многих россиян нет кредитных карт или они опасаются пользоваться ими онлайн. К тому же покупатели жалуются, что им приходится неделями ждать посылок из-за границы - по России их доставляет ненадежная почтовая служба.
Но рынок стал расцветать в последние годы, в основном благодаря местным компаниям, предлагающим возможность оплаты наличными по факту доставки. Холдинг Ozon, ведущий российский онлайн-ритейлер, широко известный как «российский Amazon», в прошлом году получил выручку в размере 500 млн. долларов, на две трети больше, чем в 2011 году.
Ныне мировые компании сетевой торговли тоже хотели бы получить часть рынка, объем которого, по прогнозам Morgan Stanley, утроится в 2015 году, достигнув 36 млрд. долларов, и составит почти 5% всех розничных продаж в России. Ныне на долю интернет-продаж приходится менее 2%, отмечает Джеймс Марсон.
Amazon.com Inc. нанимает топ-менеджеров для развития бизнеса в России, утверждают источники, знакомые с вопросом. Представитель Amazon уклонился от комментариев относительно российских планов компании.
«Эта ставка на будущее, - сказал глава российского подразделения eBay Владимир Долгов, который ожидает, что к 2015 году треть пользователей eBay придет с развивающихся рынков. - На Западе есть зрелый рынок, здесь мы далеки от этого».
Джеймс Марсон