В планах переход от разовых проектов к системной работе.
На прошедшем в середине сентября в Омске деловом форуме «Бизнес, власть, общество: три силы развития Омской области» были представлены результаты масштабного исследования «Социальные инвестиции бизнеса в развитие города», проведённого Центром социального проектирования «Платформа». С его итогам ознакомился БК55.
Анализ включал опрос около 1000 жителей и 20 интервью с экспертами в сферах урбанистики, экономики, социальной политики и девелопмента. Жители считают главным ответственным за развитие города государственные структуры (от 86% до 89%), тогда как роль бизнеса воспринимается менее заметной, несмотря на усилия представителей нескольких крупных компаний.
Ключевым выводом исследования можно назвать умеренно средний уровень социального оптимизма среди омичей. Так, индекс веры в будущее города составил 51%. Это отражает тенденцию к нежеланию покидать наш город. А также — довольно оптимистичный настрой в отношении перспектив Омска.
Компании, меняющие город
К числу ведущих социальных инвесторов, реализующих проекты по развитию спортивной инфраструктуры, благоустройству городской среды и поддержке культурных инициатив, относятся несколько крупных предприятий. Перечислим их.
Компания «Газпром нефть» активно участвует в развитии спортивной инфраструктуры, включая строительство современного спортивного комплекса «G-Drive Арена» и поддержку хоккейных проектов. Также она занимается обновлением важных городских пространств — это реставрация улиц Ленина и Чокана Валиханова, реконструкция сквера имени Дзержинского, благоустраивает общественные зоны, реализует культурные инициативы и поддерживает экологический парк «Птичья Гавань».
Группа компаний «Титан» внесла вклад в сохранение исторического наследия, установив памятник И. Бухгольцу, а также поддерживает развитие местного баскетбольного клуба «Нефтяник», способствуя популяризации спорта.
Компания «Руском» взяла на себя заботу об оформлении и благоустройстве общественных пространств возле Театра юного зрителя, что делает городской центр более комфортным и привлекательным для жителей.
Девелоперская компания «Эталон» начала строительство межвузовского кампуса, создавая современные условия для образования и развития студентов.
Фирма «Брусника — Строительство и девелопмент» реализует проекты по обновлению городской среды. В частности, компания отремонтировала известную городскую вывеску «Радость». Также она внедряет новые стандарты в области жилого строительства, повышая качество недвижимости.
ПАО «Сбербанк» активно поддерживает экологические инициативы и культурные мероприятия. А также способствует развитию образования через создание «Школы 21» — одного из крупнейших в России бесплатных образовательных центров, где обучают современным цифровым навыкам.
Путь к эффективному развитию — объединение бизнеса и власти.
Исследование наглядно показало, что социальные проекты предпринимателей на данный момент — преимущественно локальные. И эксперты отмечает необходимость перехода к системной работе между бизнесом и органами власти. Такое взаимодействие поможет реализовывать масштабные проекты и улучшать качество жизни горожан.
Генеральный директор Центра «Платформа» Алексей Фирсов отметил:
«В 2017 году, когда мы делали предыдущее исследование, был один лидер. А сегодня можно говорить, что уже сформировался некий пул, который плотно обживает верхний уровень».
Бизнес поддерживает спорт, культуру, здравоохранение
В исследовании также были выделены основные партнёры из числа предприятий, чья социальная активность становится важным дополнением к их экономическому вкладу в развитие региона. Перечислим и их.
Компания «Транснефть — Западная Сибирь» вкладывает средства в развитие спортивных объектов и поддерживает сферы образования и здравоохранения. В частности, предприятие помогает больницам, закупая современное оборудование для Клинического медико-хирургического центра.
НП «Мир» принимало участие в сохранении культурного наследия, занимаясь реставрацией известной картины «Боярыня у окна». Также предприятие участвовало в благоустройстве сада имени А. В. Суворова, превращая городские зоны в более ухоженные и комфортные места отдыха.
Компания «Скуратов» вложила средства в продвижение Омска на всероссийском уровне через локальный кофейный бренд. Кроме того, фирма занималась оформлением городских пространств, способствуя улучшению облика Омска.
Также в эту группу входят другие представители бизнеса, такие как «Омск Сайдинг Инвест», заводы «Полиом», «Сибгазстройдеталь», завод им. Баранова, банк «ВТБ», ИТП «Град», ООО «Gems Development», ГК «Стройбетон». Все они вносят свой вклад в социальное развитие региона, поддерживая различные инициативы.
Не теряя темпа: цель — системное сотрудничество
Главные выводы исследования показывают, что надо перейти от разовых проектов к системной работе и укреплению сотрудничества между бизнесом и городскими властями. Это значит не только создавать площадки для общения, но и сообща воплощать в жизнь идеи амбициозных инфраструктурных проектов.
Отмечается, что крупные компании уже работают вместе над социальными проектами, в том числе и «в одной связке» с властями. Такой совместный подход помогает лучше справляться с городскими проблемами и улучшать жизнь его жителей. Ключом к успеху таких инициатив уже традиционно считается сотрудничество.
Представители бизнеса и власти понимают важность партнёрства и хотят развивать его дальше. Потому что только общими усилиями можно добиться заметных результатов в улучшении социальной сферы и качества жизни людей.
При этом Алексей Фирсов подчеркивает, что реализация компаниями социальных инициатив и оценка их жителями города важна для бизнеса, в том числе, в плане собственного развития:
«Ориентация на жителей города, это не только вопрос социальной репутации, не только вопрос признания любви к территории, это, прежде всего люди, которые придут к вам работать. Или уже работают. И мы не раз отмечали, что наличие хорошего социального бренда, социальной репутации у компаний играет позитивную роль в привлечении профессиональных кадров. Мы когда-то ставили жителей регионов перед мысленным экспериментом. Вот, представьте, две заправки. В одной цена чуть дороже, но вы точно знаете, что эта компания занимается развитой социальной политикой. В другой цена немного дешевле. Какую заправку выберете? Примерно 30% говорили о том, что выберут компанию с явно выраженным социальным брендом».
Добавим, что за весомый вклад в развитие Омской области пять компаний — «Газпром нефть», «ГК «Титан», «Руском», «Эталон», «Брусника» и «Сбербанк» — губернатор Омской области Виталий Хоценко наградил почётными грамотами.
Стоит сказать, что высокая степень внедрения принципов устойчивого развития в Омске также была отмечена еще одним исследованием. Его провело рейтинговое агентство «Эксперт РА». Согласно их данным,
Омск вошел в число городов с очень высокими показателями по Целям устойчивого развития.
Таким образом, Омск укрепляет позиции среди российских городов, демонстрируя динамику роста социальной ответственности и устойчивого развития городской среды.