В правительстве РФ заявили о сохранении режима до 2028 года, несмотря на появление предложений о досрочном завершении экспериментального режима.
На прошлой неделе Совет Федерации выступил с предложением досрочного завершения эксперимента с самозанятыми уже в 2026 году. Такая инициатива была озвучена после выступления главы Минэкономразвития РФ Максима Решетникова, который напомнил, что эксперимент с налогом на профессиональный доход постепенно близится к завершению, и обсуждение новой конструкции стоит начинать уже сейчас.
Однако, как стало известно позже, правительство России официально заявило о сохранении текущих условий для самозанятых до завершения проведения экспериментального режима в 2028 году. Об этом сообщила пресс-служба кабмина, подчеркнув, что режим работы и налоговая ставка для самозанятых не планируется изменять в ближайшие годы.
«Никаких изменений в режиме работы самозанятых до истечения срока проведения эксперимента не планируется. Эксперимент проводится с 2019 года и завершится в 2028 году. В течение этих лет условия налогообложения остаются прежними», — подчеркнули в кабмине.
Напомним, что эксперимент по внедрению специального режима налогообложения для самозанятых стартовал в 2019 году и предусматривает сохранение существующих условий, включая ставку налога в размере 4% с доходов от физлиц и 6% — с доходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По данным правительства, его окончание запланировано на 31 декабря 2028 года.
Несмотря на заявление правительства, тема будущего режима самозанятости вызвала серьезный резонанс в СМИ и бизнес-кругах. БК55 также обсудил этот вопрос с омскими экспертами. Они отметили, что в целом повышенное внимание федеральных властей к самозанятым понятно, учитывая текущие условия и желание государства пополнять казну.
Дело в том, что одной из претензий к режиму налога на профессиональный доход является то, что работодатели якобы оформляют сотрудников как самозанятых для уклонения от уплаты налогов и взносов. Однако, по заверению экспертов, такие случаи, например, в Омске единичны.
«Если работодатель нанимает человека как самозанятого, ему не нужно платить взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования. И, конечно, работодателю выгоднее такая история», — отметил практикующий политтехнолог, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ОмГУ Иван Жуков.
Однако, по его наблюдениям, таких случаев меньшинство, и большинство самозанятых действительно соответствуют духу и форме этого режима. Что касается конкретно Омской области, то такие случаи если и имеют место быть, то в единичном формате.
В подобном ключе высказалась председатель комитета по развитию института самозанятых Омского отделения «Опоры России» Евгения Королева:
«Я не встречала таких людей, кто бы заменял подразделения под видом самозанятых, трудовые взаимоотношения кто бы подменял. У нас таких людей и таких работодателей нет. Я не знаю ни единого такого человека».
Королева подчеркнула, что самозанятые в Омской области — это люди, оказывающие услуги и производящие товары для населения, которые честно платят налоги:
«Я работаю непосредственно с людьми, которые самозанятые, и они действительно самозанятые, выполняют просто свою работу для населения, производят товары, оказывают какие-то услуги».
Рассуждая о возможности отмены режима самозанятости, Иван Жуков выразил опасение, что это может стать проблемой для «нижнего слоя среднего класса», тех, кто «вышел из тени» и начал легально платить налоги:
«Это большое количество людей: от сборщиков ягод и заканчивая бровками и ноготочками. Я сам работал в статусе самозанятого, и, в общем-то, это очень комфортная схема со всех точек зрения».
По мнению эксперта, альтернатива в виде ИП не так привлекательна из-за более высоких налогов и сложностей с обслуживанием.
«С ИП всё куда сложнее. Больше разных аспектов бухгалтерских и прочих. Я подозреваю, что если спрашивать людей, допустим, которые уйдут в тень или не вышли из неё, то я думаю, что многие скажут, что именно как раз причина здесь даже не в нежелании платить налоги, а нежелании возиться со всей этой документацией», — пояснил Жуков.
Если же эксперимент с НПД все-таки будет завершен досрочно, это может стать проблемой для тех, кто «вышел из тени», чтобы легально вести свою деятельность.
В связи с этим политтехнолог отметил, что появление предложения о возможности рассмотреть досрочное завершение эксперимента с самозанятыми является «крайне неудачным».
«Надеюсь, что этот режим оставят, во всяком случае такое заявление правительством уже сделано, и продлят, потому что в противном случае вся эта работа по постепенному выведению из тени людей, она просто пойдет насмарку», — заключил Иван Жуков.
В настоящее время эксперты призывают ориентироваться на официальную информацию и следить за дальнейшим развитием ситуации.