Эксперт РАНХиГС оценил работу омского АПК на экспортных рынках.
Экспорт продукции агропромышленного комплекса Омской области с начала 2025 года превысил $254 млн. Об этом сообщил губернатор Виталий Хоценко.
Рост достигнут за счет расширения географии поставок и увеличения доли продукции глубокой переработки. Более 80% экспорта приходится на зерновые, зернобобовые, масличные культуры, растительные масла и продукты переработки — кондитерские изделия, шоколад, хлебобулочную продукцию и напитки.
Омская продукция поставляется в 43 страны мира. Основными покупателями остаются Казахстан, Китай, Турция и Узбекистан. В то же время регион активно осваивает новые рынки. Впервые пшеница отправлена в Того, зернобобовые — в Иорданию, также продукция АПК начала экспортироваться в Колумбию.
Удерживаем постоянных партнеров и находим новых
Как отметил в беседе с БК55 директор центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности ВШКУ РАНХиГС Анатолий Тихонов, текущая политическая обстановка формирует экспортную стратегию, при которой около 70-80% продукции направляется в дружественные страны.
«Поскольку Омская область географически находится в центре страны, и рынок Азии — это ближайший к вам регион, то, конечно, этот рынок является наиболее привлекательным для вас, в том числе по логистическим возможностям», — отметил Тихонов.
При этом он добавил, что постоянные закупки омской продукции говорят о её высоком качестве:
«Если вы поставляете продукцию своей страны на экспорт, то вы расширяете постоянно, получается, свой рынок сбыта. Эту продукцию уже знают и ее постоянно закупают. Это важный фактор, он говорит о том, что ваша продукция качественная и пользуется экспортом».
Сам по себе выход на внешний рынок — это достаточно сложно, добавляет эксперт. Тем не менее, у Омской области есть постоянные партнеры — это соседний Казахстан, Узбекистан, и Китай, и Турция.
В то же время, по словам Тихонова, важно осваивать новые рынки:
«Омская область осваивает и новые направления. Это Ближний Восток, Иордания, Африка, Латинская Америка. Это говорит о том, что омская продукция и востребована, и конкурентоспособна».
При этом особое внимание в Омской области уделяется экспорту уже готовой продукции сельского хозяйства.
«Для экономики сельского хозяйства это продукты высокого передела. Там более маржинальные такие вещи. Добавочная стоимость возникает, и плюс еще развивается рынок внутреннего производства и рабочие места», — подчеркнул эксперт.
Налаживаем работу в сложной инфраструктуре
Тихонов также отметил, что главная сложность выхода на новые «экономические просторы» — выстраивание схем расчетов и логистики.
«Если вы с Казахстаном, Узбекистаном, Турцией имеете долгосрочные отношения, вы там выстроили логистику, расчеты, отношения. И в то же время в Западной Африке инфраструктура вообще не выстроенная, и сложности с расчетами возникают. Нужно же, чтобы там все вовремя рассчитывалось, вовремя оплачивалось. Вот эти проблемы логистики, проблемы расчетов — они, конечно, очень важные. И каждая поставка решается индивидуально и достаточно проблематично. Но, тем не менее, видите, регион справляется с этим», — отметил эксперт.
С традиционными партнерами отношения налажены, но в регионах с менее развитой инфраструктурой каждая поставка требует индивидуального подхода, резюмирует Тихонов.
Добавим, что губернатор Омской области ранее подчеркивал, что расширение экспортной географии и рост доли переработанных товаров остаются приоритетами региональной экономической политики, обеспечивая устойчивое развитие сельских территорий и повышение благосостояния жителей региона.