Политолог из Нижнего Новгорода описал ключевые вызовы и возможности города в статусе Культурной столицы.
15 декабря 2025 года Омск официально принял эстафету Культурной столицы России, получив этот статус на весь 2026 год. Ранее эту роль выполняли Нижний Новгород в 2024 году и Грозный в 2025. Причем город на Волге выступил в этой роли первым.
Очевидно, что получение этого звания открывает перед городом и регионом значительные перспективы для развития, привлечения инвестиций и укрепления позиций на федеральном уровне.
Культурное лидерство плюс развитие региона
Как отметил в беседе с БК55 политолог, руководитель нижегородского филиала ФоРГО и зампредседателя Общественной палаты Нижегородской области Евгений Семенов, статус «Культурной столицы России» дает городу определенное преимущество. И его можно назвать символическим капиталом.
«За этим капиталом возникает особое внимание к городу со стороны политических, экономических и общественных структур. А за этим вниманием стоит насыщенная событийная программа, которая, в свою очередь, становится источником экономической, культурной, политической активности. И вот таким образом символический капитал монетизируется, превращаясь в достаточно серьезные преимущества региона — и экономические, и политические», — резюмирует Семенов.
Эксперт подчеркивает: если регион справляется с теми задачами и миссией, которая на него возложена, вне всякого сомнения, его символический капитал увеличивается.
«При этом растет и его политическое влияние. Это факт», — говорит политолог.
Событийный маркетинг как легальный лоббизм
На вопрос о том, должны ли региональные власти использовать такой статус в интересах своего региона, Евгений Семенов отвечает однозначно: могут и должны.
«Статус культурной столицы может быть рассмотрен в контексте событийного маркетинга. А это — эффективный инструментарий, связанный с возможностями лоббизма. Событие, которое создается, привлекает к себе внимание серьезных источников инвестиций — как государственных, так и частных. В результате возникает легальная лоббистская схема, она привлекает к региону потоки инвестиций для обеспечения культурной программы и инициатив.
Эти средства инвестируются и в инфраструктурные проекты города, в развитие культурной и социальной инфраструктуры, и, в конечном итоге, меняют качество жизни самого города», — убежден Евгений Семенов.
Политическое содержание культурного пространства
Говоря о возможности решения политических и экономических задач через культуру, Евгений Семенов подчеркивает, что культура всегда была одним из важнейших интерфейсов, связывающим общество и политику, общество и власть:
«Именно пространство культуры становилось тем полем, где сходились желания и потребности общества, и возможности власти. Культура, по сути, это и есть одна из форм выражения политического содержания. Через нее политическое содержание и текущие политические процессы зачастую находят оформленное выражение. И культура — не периферия политики, а ее эпицентр».
Таким образом можно сделать вывод о том, что для Омска статус «Культурная столица России-2026» — это не просто почетное звание, а мощный стратегический ресурс. Его эффективное использование позволит укрепить диалог между властью и бизнесом, привлечь новые инвестиции в городскую инфраструктуру и социальную сферу, а также значительно повысить привлекательность Омского региона.