На федеральном уровне снова обсуждают допустимый возраст для доступа к соцсетям.
На фоне разработки соответствующих законопроектов в Казахстане зампред комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов выступил с инициативой о полном запрете соцсетей детям до 14 лет. Он также предлагает установить «серьезные ограничения» для возрастной группы 14-16 лет. Об этом сообщает издание ТАСС.
Однако данные опросов и мнение экспертов показывают, что в обществе преобладает более гибкий подход, основанный на контроле и просвещении.
Согласно исследованию сервиса SuperJob среди экономически активных жителей Омска, включая родителей, жесткие запреты не являются доминирующей стратегией. Только 29% респондентов считают, что регистрацию стоит откладывать до 16-17 лет. Большинство (34%) видят оптимальным возраст 13-15 лет. Примечательно, что с ростом уровня дохода респондентов увеличивается и доля сторонников более позднего выхода в соцсети или даже полного отсутствия аккаунтов у детей.
Отмечается, что если среди родителей младшеклассников (7-9 лет) время использования регулируют 81%, то среди родителей подростков 16+ — лишь 27%. Акцент смещается с запретов на коммуникацию: 82% родителей обсуждают с детьми правила поведения в сети, 56% — риски общения с незнакомцами.
Психолог-консультант, клинический психолог Ольга Гвоздева в беседе с БК55 высказала опасения относительно радикальных запретительных мер.
«В современном мире пользование социальными сетями детьми и подростками есть часть социализации. И отбирать это право нельзя. Вместо социальных сетей не предлагается никакой альтернативы», — заявила эксперт.
Ольга Гвоздева указывает на ключевую проблему подросткового возраста:
«Особенно в подростковом возрасте, который сейчас начинается примерно с 11 лет, ограничения и запреты воспринимаются «в штыки». Сначала было можно, а потом отобрали. Это может вызвать злость к власти, государству и культивировать ненависть, что опасно как для самого человека, это испытывающего, так и для общества».
Эксперт подтверждает известные риски: соцсети могут усугублять психологическое состояние, вызывая депрессивные симптомы, тревожность и нарушая сон, что связано с несформированными механизмами саморегуляции у подростков. Однако она подчеркивает и терапевтическую функцию цифрового общения.
«Вместе с тем, они сейчас особо не разделяют офлайн и онлайн общение, используя социальные сети для общения с друзьями и близкими. Общение между людьми очень важно, оно является терапевтичным, проговорил, написал — прожил, что-то отпустил, стало легче, особенно если что-то очень волнует. Отдельно нужно отметить подростков-интровертов и тех, у кого не складываются отношения в школе, кого преследует буллинг, непринятие родителей, тех, кто чувствует себя одинокими, но имеет возможность пообщаться с друзьями по переписке в социальных сетях. Для них это, что называется, отдушина, и если ее отобрать, то это может привести их к еще большему одиночеству и его последствиям», — отмечает психолог.
Она связывает потенциальные жесткие запреты с риском роста случаев самоповреждающего поведения (селфхарма).
В качестве альтернативы эксперт предлагает не запрет, а формирование культуры общения и умеренности.
«Известно, что лекарство от яда отличает мера», — резюмирует Гвоздева.
Ключевая рекомендация адресована самим родителям: эффективнее всего работает личный пример. Именно вопрос «как договориться с ребенком меньше пользоваться гаджетами» сегодня является одним из самых частых запросов на консультациях.
Таким образом, задача государства, по мнению эксперта, — не в установлении жесткого возрастного ценза, а в создании инфраструктуры для просвещения как детей, так и родителей.