После скандального «распила» колхоза в Любинском районе Омской области 200 человек остались без работы и имущественных акций. Они до сих пор не понимают, как новому владельцу фермы Василику удалось захватить власть в «Розе Люксембург», но знают, что это не первый колхоз, который он развалил. Бывший директор колхоза тоже не может ничего объяснить и бегает от фермеров. В Омск приехал бывший бригадир-наездник племконефермы ЗАО «Роза Люксембург» Василий Лавринец. Вместе с ним на пресс-конференции должен был присутствовать и бывший член совета директоров колхоза Виталий Богер, но Лавринец сказал, что тот уехал к юристам.
Без помощи юристов действительно не обойтись - история банкротства колхоза выглядит мутной и больше всего ассоциируется со словом «беспредел». Лавринец, как непосредственный участник и очевидец событий, которые привели к развалу колхоза и гибели животных, поделился подробностями «интервенции» Василика.
«Все началось с больших посевных комплексов, - начал Лавринец. - Наше начальство, совет директоров, взяло большие кредиты и не рассчитало силы».
Колхозу пришлось обратиться за помощью к соседнему хозяйству - в Марьяновском районе располагается ЗАО «Знамя» под руководством Павла Василика. Колхоз Василика согласился дать «Розе Люксембург» денег под залог зерна. Потом все зерно Василик просто забрал - это случилось осенью 2012 года. Вслед за этим стали увозить в «Знамя» технику, а потом и уводить скот. Василик делал это просто так, не предъявляя никаких документов, никак свои действия не обосновывая.
Этой весной на общем собрании директор ЗАО «Роза Люксембург» Виктор Маргер объявил, что предприятие обанкротилось.
«У нас были паи земельные и имущественные, мы акционеры, - объяснял Лавринец. - Но нам сказали, что в связи с тем, что колхоз - банкрот, эти имущественные паи ушли со счета, остались только земельные. На общем собрании мы спрашивали, как быть с нашими паями. Василик сказал - заплатите долги и забирайте ваши паи».
Долг можно было заплатить еще до сделки с Василиком, считает бывший бригадир «Розы Люксембург». Почему совет директоров этого не сделал - непонятно.
«Когда начали работать с Василиком, долг был порядка 31 миллиона. У нас дойное стадо и столько земель, мы могли одну долю только земель продать и рассчитались бы со всеми долгами. Почему мы оказались в такой долговой яме, что даже все наше хозяйство разрушилось и мы еще и должны?»
При этом люди не сидели сложа руки. Они обратились в правоохранительные органы сразу, как ЗАО «Знамя» стало молча разбирать помещения колхоза и забирать технику.
«В прокуратуру обращались, когда у нас начали разбирать капитальное помещение. Мы начали узнавать, оказывается, это ООО «Орловское». На каком основании разбирают? Мы вызвали милицию. Милиция приехала - те уехали, потому что у них не было никакого договора купли-продажи. Потом через несколько дней они вызывают нашего директора (Маргера - прим. БК55) и нашего главного бухгалтера. Каким образом у них вышел договор, мы не знаем. В договоре они прописывают - капитальное помещение продали за 30 тысяч рублей. Хотя там одна плита стоит 30 тысяч. А помещение это было на 700 голов. И это без всякого совета директоров, без собрания акционеров», - возмущается Лавринец.
Василик, по словам Лавринеца, обещал сотрудникам «Розы Люксембург» рабочие места в Орловке. Однако люди за ним не пошли.
«Весной, когда поднимали вопрос, перейти нам в Орловку или нет, собрались 200 с чем-то человек. Все акционеры, люди были против этого. Потому что знали, что буквально два года назад Василик развалил таким же образом «Южнолюбинский». Взял вроде под свое крыло, чтобы развить, и развалил полностью. Вывезли также весь скот, всю технику, оставили только землю, она у пайщиков».
Что касается лошадей, то Лавринец утверждал, что за ними ухаживали, их кормили и пасли вместе с табуном частных коней, за которых уволенный 18 ноября Лавринец и его коллега-конюх еще несли ответственность по договорам с их хозяевами.
«20 числа из «Орловского» приехали, сказали, мы будем этих коней (принадлежавших раньше «Розе» - прим. БК55) забирать. Мы увели этих коней в сторону, в железный загон, все - забирайте. Те приехали через день, посмотрели - нет, мы это забирать не будем. Уехали и пропали».
Так лошади оказались на улице. Кормить их за свой счет конюхи больше не могли - впереди долгая зима, а надо еще и частных лошадей содержать. Оставшись без работы, люди попытались обратиться за помощью в правоохранительные органы, даже писали письмо губернатору, еще в сентябре 2012 года, когда Василик только-только начал захватывать колхоз. После этого фермеров пригласили в министерство сельского хозяйства Омской области.
«Нас вызвали к министру сельского хозяйства, где нас выставили лентяями и лодырями вместе с Маргером. Я сам там не был, были представители от района, они рассказали, что Василика только восхваляли. Сказали, мы должны только радоваться, что он у нас все забрал. А Маргера хаяли», - посетовал Лавринец.
Но расспросить обо всем самого Маргера или спросить у него совета жители Ровной Поляны не могут.
«Он вообще не выходит на связь, не хочет ни с кем разговаривать, живет там, избегает нас, мы пару раз приглашали на собрание руководство, никто не приходил, никто не объясняет ничего».
Складывается почти безнадежная для сельчан ситуация. Не все еще нашли работу - при колхозе им было легко содержать собственное хозяйство, но теперь новое место работы найти очень трудно, а если и найти в другом районе или в городе - хозяйство придет в запустение. Но большинство бывших сотрудников «Розы Люксембург» все еще хотят добиться справедливости и заставить Василика ответить за свои действия.
Анна Давыдова
Фото: РИА «Омск-Информ»