Это похоже на театральную постановку, да так оно и было. Почему самую важную новость Владимир Путин сообщил уже после завершения своего ежегодного пресс-марафона: сидящий за решеткой олигарх Михаил Ходорковский подал ему прошение о помиловании, и он решил освободить его?Тут важно, как именно Путин подал эту потрясающую новость. После четырехчасового выступления перед сотнями журналистов, в котором он коснулся буквально всего, от Украины и АНБ до метро в Сибири, Путин вышел побеседовать с небольшой группой репортеров. Журналист из интернет-таблоида LifeNews, известного своими тесными связями с российскими спецслужбами, задал Путину вопрос о Ходорковском - когда-то самом богатом в России магнате, которого считают злейшим врагом российского президента.
Путин ответил: «Я уже об этом говорил, Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу - ходатайство о помиловании. Он этого не делал. Но совсем недавно он написал такую бумагу и обратился ко мне с прошением о помиловании. Он уже провел в местах лишения свободы более 10 лет, это серьезное наказание». Путин сказал, что Ходорковский ссылается на «обстоятельства гуманитарного характера» - у него больна мать. Об этом магнат уже сообщал недавно в своем письме в New York Times.
После этих слов рухнула прочная вера сотен наблюдателей за Россией в то, что Ходорковский, к которому российский президент, как известно, испытывает личную неприязнь, не выйдет из тюрьмы до тех пор, пока Путин находится в Кремле.
LifeNews - это нечто вроде New York Post, где много пишут о политических и общественных скандалах и интригах. Но у этого издания есть одна уникальная особенность: оно действует в авторитарном государстве, где у прессы мало свобод (и где часть СМИ раболепно прославляет Путина).
О Ходорковском этот таблоид пишет нечасто. Согласно онлайновому архиву LifeNews, издание выпустило у себя менее 50 заметок о человеке, которого считают самым известным в России политзаключенным. Очень маловероятно, что журналист LifeNews задал бы свой вопрос о Ходорковском, если бы не получил приказ сверху.
«Это похоже на театральную постановку, да так оно и было», - заявил из Парижа бежавший туда из России в этом году выдающийся либеральный экономист Сергей Гуриев. Он приветствовал новость о возможном освобождении Ходорковского: «Это совершенно неожиданно».
Тот факт, что ошеломляющая новость о помиловании Ходорковского прозвучала в конце продолжительной пресс-конференции, должен был означать, что для Путина это не имеет большого значения. Ах, этот? Ну да, его освободят. Цель в том, чтобы опошлить и принизить значение человека, чья участь бросает тень на Россию как в экономическом, так и в политическом плане с тех пор, как Ходорковского посадили на 10 лет по надуманным экономическим обвинениям, наказав за то, что он стал слишком богатым и слишком влиятельным.
В тюрьме он оставался занозой в путинском боку, или скорее негативным раздражителем, о котором эти надоедливые западные руководители постоянно упоминают на переговорах, превратив его фамилию в трескучее словцо, объясняющее, почему столь позорно малы объемы иностранных инвестиций в России.
Теперь он станет просто помехой. Трудно поверить, что Путин разрешит Ходорковскому свободно разъезжать по российским просторам. Многие сторонники олигарха считают, что власть вынудит его уехать за границу. А там он присоединится к хору путинских оппонентов, вещающих в пустоту об опасностях его режима. Среди них был медиа-магнат Борис Березовский, совершивший этим летом самоубийство. Среди них есть гроссмейстер Гарри Каспаров, заявляющий, что не вернется в Россию до тех пор, пока не уйдет Путин. Есть и менее известные личности - бесчисленное множество российских бизнесменов, десятки людей, работавших в нефтяной компании Ходорковского ЮКОС. Государственные СМИ либо игнорируют всех этих людей, либо всячески их порочат. И страна все больше начинает в это верить. В России они никто.
Решение Путина помиловать Ходорковского - это попытка улучшить имидж России накануне зимней Олимпиады в Сочи, которая пройдет в феврале. Новость эта прозвучала в конце весьма бурной недели, когда Россия объявила обширную амнистию, а родственники находящихся в заключении участниц Pussy Riot купили билеты на самолеты и поезда, чтобы отправиться в далекие тюрьмы в надежде на освобождение Марии Алехиной и Нади Толоконниковой. Посреди путинской пресс-конференции прозвучало объявление о том, что на свободу будут отпущены четверо из тех, кто был подвергнут массовому судилищу за участие в прошлогодних протестах против Путина.
Сторонники Ходорковского приветствовали новость о его помиловании, но многие продолжают в недоумении чесать затылки. Его адвокаты озадачены - их заранее не ставили в известность о решении Путина, как и о предполагаемом решении Ходорковского подать прошение российскому президенту. Сам Ходорковский тоже всегда утверждал, что не будет подавать прошение о помиловании, ведь эта процедура предусматривает признание вины, а он себя виновным не признает. Его представители и адвокаты от комментариев отказываются, заявляя, что пока Ходорковский сам обо всем не расскажет, ничего определенного они сказать не смогут.
Возможно, когда-нибудь мы узнаем, нет ли в этом деле каких-то более глубоких мотивов для Путина. Кто-то утверждает, что он больше не видит угрозы в Ходорковском, хотя это опровергается той жгучей ненавистью, которую он испытывает к сидящему за решеткой магнату. Кто-то усматривает в этом демонстрацию уверенности и силы Путина. Но Путин всегда поступал так, как ему хочется, и вопрос теперь в том, сработает ли эта предолимпийская уловка.
«Это немного похоже на два шага вперед и один шаг назад, - сказал Гуриев. - Он не изменил свою точку зрения на Украину, на геев, на многие другие вещи. Но кое-что хорошее все же сделано».
Мириам Элдер