Экс-директор «Омского аэропорта» Сергей Круглов прокомментировал БК55 очередную смену власти на его бывшем предприятии. – Сергей Федорович, вчера стало известно, что директор «Омского аэропорта» Михаил Берман неожиданно отправлен в отставку, а на его место назначен Виктор Титарев. Как вы относитесь к такому развитию событий?
– Я крайне отрицательно отношусь ко всем скоропалительным кадровым решениям власти, которые происходят без каких либо видимых причин и тем более без объяснения целей, какие они преследуют.
– Как вы вообще оцениваете работу Бермана? В свое время его поставили на ваше место, де-факто выгнав вас…– Во-первых, меня никто и ниоткуда не выгонял. Пытались снять с должности в течение более чем десяти лет – это было. Но повода предоставить такое удовольствие, как снять меня с должности, моим оппонентам я никогда не давал. Это так, для справки. Но действительно, чисто психологически меня сложно заподозрить в излишней любви к Берману, но я всегда стараюсь быть объективным. И надо отдать должное Михаилу Львовичу, за четыре года он очень многое сделал для продолжения развития действующего аэропорта. И такие действия в отношении руководителя успешного, подчеркну, находящегося в собственности региона предприятия с оборотом почти два миллиарда рублей, одного из крупнейших налогоплательщиков области, лучшего по России и СНГ предприятия в своем классе, считаю подножкой прежде всего руководителю области. На мой взгляд, такие решения были типичны для середины 90-х годов прошлого столетия, но никак не для сегодняшнего дня. Неужели мы в Омской области действительно так сильно отстали от всей России? Что мешало соблюсти хотя бы видимость приличия? У Бермана меньше чем через три месяца заканчивался контракт. Объявите конкурс на эту должность в связи с окончанием контракта у действующего генерального директора. Проведите его хотя бы формально. Во-первых, соблюли бы законность, во-вторых, по крайней мере рамочно стало бы понятно чем, по мнению тех, кто устроил эту скоропалительную замену топ-менеджера аэропорта, Титарев лучше, чем Берман. А то, что произошло, очень плохо характеризует региональную власть.
– Вы имеете в виду то, как его уволили?– Естественно. Внезапно внесли пункт об увольнении в повестку дня прямо на заседании Совета директоров. Без объяснения причин и главное – объективно, без наличия таковых. Такого себе даже Леонид Константинович не позволял! Ну, направлял он в свое время письма в Министерство транспорта РФ с предложением решить кадровый вопрос, ему отвечали, что увольнять меня нет причин, предприятие в ряду лучших в отрасли. Но тогда областным руководством хотя бы озвучивалась причина: «Круглов не хочет строить Федоровку». Полежаеву так и не удалось меня снять с должности, потому что аэропорт был федеральной собственностью, и мы достаточно успешно работали. И вместе с тем на федеральном уровне прекрасно понимали, что Федоровка – это утопия, лишенная всяческих даже малейших перспектив на реализацию. При Бермане аэропорт начал работать еще лучше. Но к сожалению, для некоторых, тех, кто реально принимает решения в регионе, это, увы, не является критерием оценки руководителя. Критерий только один – лояльность к бредовому проекту сорокалетней давности. И как только Берман как разумный руководитель огромного предприятия начал только заикаться об экономической нецелесообразности проекта продолжения строительства аэропорта «Омск-Федоровка», ему начали искать замену, а как только он на слушаниях, проводимых областным Минтрансом две недели назад, публично это озвучил, его мгновенно убрали.
– Ну, а как вы оцениваете кандидатуру преемника Бермана – Виктора Титарева?– Я считаю, что смена руководства в аэропорту – большая стратегическая и политическая ошибка, которая сильно дискредитирует руководство области. Не уверен, что руководитель, постоянно меняющий место работы, то в одном, то в другом регионе, и не задерживающийся на своих рабочих местах более 4-6 месяцев, сможет продолжить развивать предприятие у нас в Омске. А несерьезные заявления о возможности превращения Омска в Гонконг путем построения нового аэропорта за 150 миллионов долларов только отвадят на долгие годы реальных инвесторов от региона в части авиации. Развитие же Центрального мы можем отбросить на много лет назад.
– Почему же область все-таки заменила Бермана на Титарева? У вас есть какая-нибудь версия?– Повторюсь, это абсолютно очевидно. Берман за четыре года вник в работу аэропорта и понял, что все эти прожекты – просто бред сивой кобылы. Любому, даже не специалисту, очевидно, что если действующий аэропорт загружен всего лишь на двадцать процентов, то строить новый, который будет загружен на пять-семь процентов – чистое безумие как с экономической, так и с любой другой точки зрения. На том совещании 13 декабря по развитию Омского аэропорта Берман, как и все остальные руководители омских авиапредприятий, вполне определенно по этому вопросу высказался.
– Виктор Титарев там присутствовал?– К моему сожалению, нет. Очень бы хотелось с Виктором Владимировичем лично подискутировать по этому вопросу. Но, увы. Присутствовал только директор аэропорта «Омск-Федоровка», который через слово, как заклинание повторял: «Как считает Виктор Владимирович Титарев... , со слов Титарева... ».
– Какие тезисы от Титарева он продвигал?– Старую песню про мультимодальные международные узлы, про превращение аэропорта в точку роста в регионе, как в Гонконге…
– Почему действительно не сделать омский аэропорт точкой роста, как в Гонконге?– Да потому, что количество первоначальных отправок пассажиров в Гонконге – 47 миллионов, а в Омске – 350 тысяч.
– Обычно относительно к Омску называют цифру – 850-880 тысяч.– Есть и такой показатель – пассажирооборот. Количество так называемых «первичных» пассажиров – это более точная цифра. Она показывает, сколько реально человек в стране воспользовалось этим видом транспорта. А то, к примеру, купил человек билет Хабаровск – Омск – Москва, и если его посчитать один раз в Хабаровске – это и будет «первичный» пассажир и учет его будет только в Хабаровске. А можно и в Омске посчитать, ведь выходил из самолета размяться. Плюс в Москве посчитать – вот и получается, что вместо одного, воспользовавшегося услугами гражданской авиации, что реально, получаем, как минимум, три. Так считают, когда хотят цифры покрасивее показать и мозги затуманить.
– Кстати, по поводу цифр. В начале декабря Титарев дал интервью газете «Деловой Омск», принадлежащей сенатору Голушко, в котором, видимо, в любимой его манере заочно подискутировал с вами. К примеру, в интервью БК55 вы недавно озвучивали, что семь миллиардов для строительства Федоровки недостаточно. А Виктор Владимирович утверждает, что согласно бизнес-плану, который делали Hochtief AirPort, Сushman&Wakefield, хватит. И, мол, Google в Силиконовой долине собирается строить аэропорт за 120 миллионов долларов. – Смотря, что под словом «аэропорт» имеется в виду. Та же компания Google сейчас строит в Сан-Хосе свой аэропорт за 82 миллиона долларов! Но вот только что это за аэродром? Это небольшой аэровокзал в действующем международном аэропорту Сан-Хосе для обслуживания своих восьми самолетов, на которых летают топ-менеджеры компании. Но, например, во Владивостоке, только реконструкция (не строительство!) аэровокзала обошлась в 150 миллионов долларов. А тот же «Хохтиф», с которым уже более десяти лет работает Виктор Владимирович, говорит и постоянно что-то обещает, а где результат? Да, что-то можно за эти деньги построить, но зачем? Можно, например, в Кормиловке построить Лужники на сто тысяч зрителей, только цель какая? Кроме того, «Хохтиф» в нашем случае – это не инвестор, это подрядчик. С точки зрения привлечения финансов, с его помощью максимум, на что можно рассчитывать – это связанный кредит. Да, они нам с удовольствием поставят свое немецкое оборудование и кредиты для этого найдут под гарантии Омской области. Мало что ли у нас оборудования валяется? В той же Федоровке – аэронавигационная система была когда-то куплена у итальянцев за 150 миллионов долларов, теперь она уже абсолютно устарела: все сделано на основе 286 процессора. Так что это очередное выбрасывание денег на ветер. Это арабские шейхи, которые не знают, куда девать деньги, могут хоть раз в неделю новый аэропорт открывать, но не мы, у которых даже нормальных дорог нет.
– Сергей Федорович, а «чьим» человеком, по-вашему, является Титарев? Называют фамилии вице-губернатора Гамбурга, сенатора Голушко (Краснодар и Калининград, где успел поработать Виктор Титарев, как известно, возглавляли друзья Андрея Ивановича). – Понятия не имею, да мне это и не интересно. Но для меня, к сожалению, стало очевидно то, что центр принятия решений по ключевым проблемам региона, похоже, находится не в кабинете губернатора. Никогда не поверю, что губернатор, условно говоря, за пять минут до начала нового года без объяснения причин может уволить руководителя успешного предприятия, одного из крупнейших в регионе.
– Ваш прогноз в отношении строительства Федоровки?– Её не будет никогда, я это утверждаю вот уже почти 20 лет. И это мнение не только мое. Это и мнение всех местных руководителей авиапредприятий, это и мнение Минтранса РФ, Росавиации. Очень хотелось бы почитать заключение ВЭБ по этому вопросу, но судя по тому, что оно под семью замками и нет ссылок на эту работу, то смею утверждать, что оно также отрицательное. Ну а сейчас, как и раньше, начнутся бесконечные приемы и фуршеты с инвесторами, и продолжение строительства воздушных замков... за наш счет, разумеется. Почему все так, как всегда? Бизнесу когда-то пообещали, что аэропорт перенесут в 2004 году, потом в 2008, потом в 2012. Бизнес скупил в округе земли, а строить нельзя. Он несет сегодня убытки и заставляет власть искать любого, кто готов прокукарекать, что он будет строить Федоровку, загоняя тем самым застарелую нашу проблему вглубь. И, похоже, нашел. Остается гадать, на сколько хватит Титарева на этой должности в омском аэропорту? Как всегда на шесть месяцев или меньше?
Наталья Николаева