Доклад профессора Вучика о создании в Омске легкорельсового транспорта дал понять - чтобы в 2020 году омичи могли кататься на ЛРТ, мало переосмыслить существующую дорожную обстановку в городе, надо еще и изменить свое отношение к ней.
Сегодня, 29 марта, американский профессор Вукан Вучик презентовал в Конгресс-холле экспоцентра проект легкорельсового транспорта для Омска.
К началу доклада зал был полон, хотя ажиотажа, которого опасались организаторы мероприятия, не было. Региональную власть представлял вице-губернатор Вячеслав Синюгин, а городскую - директор департамента транспорта омской мэрии Олег Осинский. На мероприятии были замечены также архитектор Альберт Каримов и замминистра транспорта Омской области Игорь Квасов.
.jpg)
Игорь Квасов
.jpg)
Вячеслав Синюгин
.jpg)
Алексей Провозин, глава фракции «Справедливая Россия» омского Заксобрания
.jpg)
Архитектор Альберт Каримов
Первый час своей лекции Вучик посвятил небольшому экскурсу в историю общественного транспорта и рассказу о транспортной системе в крупных европейских городах. Вернувшись к Омску, он признался, что местный общественный транспорт его шокировал.
«Трамваи в ужасном состоянии. Они как будто едут по камням, а не по рельсам. Ваши трамваи можно помещать в музей, - воскликнул Вучик. - А когда ехал в маршрутке, водитель одновременно вел машину и говорил по телефону. Это большая ошибка, что вы позволяете маршруткам перевозить почти 50% жителей. Уровень обслуживания такого транспорта намного меньше. Люди выбирают маршрутки, потому что они быстрые, часто ходят и могут подвезти почти к нужному дому. Но вы не думаете о безопасности».
.jpg)
.jpg)
Суть этой части доклада сводилась к тому, что маршрутки - некачественный транспорт, который тормозит развитие города. Метро не выход для Омска. Впрочем, то, что дорогостоящий проект не будет доведен до конца, а если и будет, то не окупится, было понятно и до приезда Вучика.
Наконец, он перешел к презентации проекта ЛРТ. «Важно понять, - сказал Вучик, - что ЛРТ - это не трамвай. Да, составы едут по рельсам, но они бесшумные и быстрые. На окраинах ЛРТ может развить скорость до 100 км/ч». Омичам важно переосмыслить роль трамвая и вообще рельсового транспорта, убеждал Вучик, а также изменить свое отношение к небезопасным и неудобным маршруткам. Если общественность будет поддерживать идею ЛРТ, проект сможет стать реальностью.
«Омск будет сравним с лучшими городами», - гласит один из слайдов презентации.
.jpg)
Звучат обнадеживающие цифры - вместо сотен миллиардов и десятков лет, которые уйдут на строительство «ненужного Омску» метро, можно за 6 лет и 37 миллиардов построить в Омске сеть ЛРТ с использованием существующих наземных путей, прорытых тоннелей и построенных станций метро. На первом этапе необходимо соединить центр с Левым берегом и вокзалом, где уже есть депо. На это уйдет около 2,5 лет. ЛРТ будет перевозить основную часть пассажиров, дороги немного освободятся от маршруток, но этого мало - надо и дальше развивать общественный транспорт, а на него пересаживать владельцев авто.
«Мы не против водителей, - поспешно добавил Вучик. - Мы пытаемся переориентировать людей».
.jpg)
Гендиректор агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург
Правда, все это - только предварительная концепция. На следующем этапе необходимо создать экспертный совет, который рассмотрит, проанализирует проект и будет его курировать.
На вопрос, присоединится ли к экспертам сам Вучик, профессор ответил: «Я могу поучаствовать в работе комиссии. Я буду участвовать ровно столько, на сколько меня пригласят. Просто я сейчас на пенсии и помогаю разным городам. Я не продаю себя, мне приносит удовольствие консультировать города. Но главные достижения совершают мои ученики».
.jpg)
Когда начали звучать вопросы из зала, стало понятно, что впереди еще много работы и много проблем, связанных с проектом, которые уже надо будет решать местным экспертам. Так, Вучик не смог дать конкретные ответы на вопросы о предполагаемой стоимости проезда на ЛРТ («Это зависит от местной финансовой политики, но мы за средние тарифы»), окупаемости проекта («Я не знаю, как сейчас у вас финансируются транспортные проекты») и опыте Волгограда, где уже есть ЛРТ.
.jpg)
.jpg)
Олег Осинский
Однако чиновники докладом были вдохновлены. Лекция Вучика понравилась и Синюгину, и Осинскому.
«Мое мнение с мнением Вучика совпадает на все сто процентов, - признался Осинский. - Другое дело - метро не метро, возможно или нет, я не специалист. Даже если его спросить, он скажет, я не знаю ваших законов, ваших ГОСТов. Он не ответит, он не инженер. Вот тут Крыжановский сидел, из «Мостовика», он знает, можно или не можно».
Но на пути к реализации утопического проекта вновь стоит проблема финансирования.
«Сколько стоит это все? - вопрошает Осинский. - Ему надо было озвучить, сколько страны вкладывают в развитие. У нас ноль бюджета заложено, и мы пытаемся за счет тарифа рельсы там, трамвайчики отремонтировать. В тех странах денежные средства идут от государства, там это быстрее получается, плюс проезд сколько стоит. У нас, видимо, надо денежные средства выделять на это».
Осинский добавил, что власти хотят вкладывать средства в ЛРТ. Однако с уверенностью говорить о том, что ЛРТ в Омске действительно будет, пока рано.
«Реально ли это? Все очень просто - вы загляните в бюджет этого года. Если в следующем бюджете будут деньги на ЛРТ, то все станет ясно».
Полную версию презентации организаторы выложили на сайте агентства «Городские проекты», чтобы с проектом могли ознакомиться все желающие.
Анна Давыдова
Фото: Диана Огородникова