Блогер и автор БК55 Евгений Вдовин проверил, что осталось от прошлогоднего ремонта Ленинградского, Юбилейного и Октябрьского мостов, проведенного НПО «Мостовик».
Многие из нас знают, что в прошлом году на трёх мостах нашего города – Ленинградском, Юбилейном и Октябрьском – производили полную замену дорожного покрытия, так называемого слоя износа. Ремонт выполняло НПО «Мостовик» – серьёзная компания федерального значения, ну, и строить она должна достаточно качественно. Единственный нюанс – какую смесь они использовали: обычный асфальтобетон по ГОСТ 9128-2009 или щебёночно-мастичный (ЩМА) по ГОСТ 31015–2002? Насколько я знаю, наш город бедный и, соответственно, не может себе позволить использовать качественные материалы в виде ЩМА, по крайней мере все дворы ремонтируются дешёвой смесью, хотя на мостах, возможно, использовали дорогой материал.
Самое сложное время для строительных конструкций – это весна и осень, то время, когда температура окружающей среды часто переходит через нулевую отметку то в плюс, то в минус. Соответственно вода, которая имеет свойство проникать даже в самые мелкие поры и трещины, при замерзании расширяется и рвёт всё и вся, перед ней не может устоять даже самый надёжный бетон. О том, как в такое время ведёт себя вода по отношению к строительным конструкциям, и почему её необходимо максимально эффективно отводить с поверхности любых строительных конструкций, я писал тут.
Получается, что весна – это самый лучший тест на качество, своеобразная лакмусовая бумажка.
В каком состоянии Ленинградский мост в настоящее время, как он прошёл испытание?
В целом неплохо, даже очень неплохо...
...за исключением пары участков. Хотя сравнивать текущее состояние моста с состоянием в прошлый год даже язык не поворачивается. В этом месте у «Мостовика» с самого начала не заладилось, заплатки прописались на свежем асфальте ещё во время строительства. Предполагаю, что тут асфальт либо «сухой» привезли, либо с низкой температурой, в результате чего образовалось «холодное пятно»*, либо это результат сегрегации (расслоения смеси). Получилось, что такие места оказались недоуплотнёнными, склонными к повышенному влагонасыщению (пористые), характеризуются пониженной прочностью и сдвигоустойчивостью. При переходе температуры окружающего воздуха через ноль данные участки разрушаются значительно быстрее, чем основная часть покрытия, так как влага, находящаяся в слое асфальта, переходит в твёрдое состояние – лёд, что сопровождается увеличением занимаемого объёма и разрушает покрытие изнутри. При интенсивном движении автотранспорта под воздействием нагрузок от его колёс быстрее разрушаются именно эти участки, отсюда выбоины и локальные трещины покрытия, существенно понижающие его общую долговечность, что мы и наблюдаем.
*Асфальтобетонная смесь перед уплотнением должна иметь температуру 140-160 градусов по ГОСТ 31015 – 2009.
Таких мест несколько на Ленинградском мосту. Предполагаю, что это гарантийный случай, и, конечно, компания отремонтирует участок за свой счёт, скорее всего, будет ямочный ремонт. Только вот нужны ли нам дороги в заплатках? На следующий год ситуация ухудшится больше всего именно на этих участках.
Далее на очереди Юбилейный мост...
А тут всё очень хорошо – подобных участков не наблюдается...
...только шурфы почему-то никто не удосужился закрыть! Скоро тут будет яма. И вот что интересно: а почему они вырезаны болгаркой, а не специальным буром?
Теперь настало время и последнего, Октябрьского моста. Самый лучший способ добраться до Октябрьского моста – это трамвай, он быстрый, дешёвый и безопасный по сравнению с другим общественным транспортом.
В целом дорожное полотно выглядит отлично.
Выходим на ООТ «2-я Восточная» и сразу натыкаемся на нерабочий колодец ливневой канализации и выбоины рядом с ним. Содержать ливневую канализацию в рабочем состоянии очень важно, иначе подобных выбоин будет больше. С противоположной стороны, кстати, подобная же ситуация с колодцем.
Но и это ещё не самое страшное... А вот это страшно – огромная куча мусора. Согласно 45-му решению Омского городского Совета компания, в чьём владении находятся коммуникации, обязана очищать прилегающую территорию от мусора.
Далее я обнаружил небольшой провал дорожного полотна.
Переходим на другую сторону моста.
Верхний слой разрушился и провалился. Тут два варианта: либо «Мостовик» основание подготовил плохо, либо подушка перекрытия разваливается, либо сами плиты прохудились – капитальный ремонт моста проводили очень давно. Было решено проверить состояние плит перекрытия под мостом. Отмечаем место и спускаемся.
Красота. Раньше всё строили на века… Ищем место и смотрим на плиты перекрытия.
Вроде нет, плиты целые, а вот почерневшая и отсыревшая плита справа на фото вполне может указывать на повреждённый участок – вода просачивается.
Получается, что Ленинградский мост попадает под гарантию, пробы на Юбилейном мосту необходимо закрыть, а на Октябрьском выполнить ямочный ремонт. Но это всё мелочи по сравнению с тем, что было до ремонта.
Евгений Вдовин